Из карьерных соображений: бизнес обсудил льготы для владельцев автономных самосвалов
Роботов пустят под ковш
Рабочая группа РСПП по совершенствованию нормативной базы применения безлюдных технологий на опасных производственных объектах в октябре рассмотрела предложение об изменении федеральных норм и правил (ФНП) в части ведения горных работ. Об этом Forbes рассказали два собеседника — в комиссии РСПП по горнопромышленному комплексу и комитете по промышленной безопасности РСПП, образовавших рабочую группу.
Действующие ФНП, утвержденные в 2020 году приказом Ростехнадзора, разрешают погрузку самосвала только сзади или сбоку, а перенос ковша экскаватора над кабиной грузовика запрещен (п. 1176 ФНП). Рабочая группа предложила сделать исключение в ФНП для роботизированной техники, чтобы была разрешена ее погрузка через кабину, сообщил собеседник в комиссии по горнопромышленному комплексу РСПП.
Также рабочая группа, по его словам, предложила изменить параметры строительства предохранительных валов на внутрикарьерных дорогах, где эксплуатируются автономные самосвалы. По действующим ФНП, породный вал на внутрикарьерных дорогах создается не ниже 0,5 диаметра колеса самого тяжелого самосвала, эксплуатируемого в карьере (пункт 1168). В случае обвала породы вал высотой 1,5-2 м должен защитить водителя самосвала. В случае, если самосвал роботизирован и в нем нет водителя, то и нет необходимости строить такой высокий вал: он может быть высотой с колесо обычного вахтового грузовика, доставляющего на карьер водителя экскаватора, которого пока невозможно заменить роботом, поясняет собеседник в комиссии РСПП.
Помимо этого, группа также рассматривает вопрос о необходимости соблюдения требований безопасности критической инфраструктуры, кибербезопасности на беспилотных самосвалах, добавляет этот источник: «Чтобы данные не утекали за рубеж». Экономический эффект, который получат горнодобывающие предприятия в случае реализации предложений рабочей группы, превышает 10 млрд рублей, делится подсчетами собеседник Forbes.
Источник в комитете по промышленной безопасности РСПП подтвердил, что обсуждение этих вопросов ведется. По его словам, дискуссия пока находится на начальном этапе и предложения детально не прорабатывались с чиновниками.
В ответ на просьбу оценить идеи рабочей группы РСПП в пресс-службе Ростехнадзора сообщили, что срок действия ФНП ограничен 1 января 2027 года, в связи с чем будет подготовлен проект о внесении изменений в этот документ. «Все поступившие предложения будут рассмотрены в установленном порядке при проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта», — добавили в Ростехнадзоре. В Минпромторге и в РСПП не ответили на запрос.
Эффект на десятки миллиардов
Заместитель генерального директора — технический директор НПО «Алзамир» Андрей Айкин слышал об идее снять ограничение на перенос ковша над кабиной карьерных самосвалов. В случае изменения ФНП, подчеркнул Айкин, необходимо будет сделать приписку, что данное отступление возможно только для беспилотных автосамосвалов, в случае присутствия водителя в кабине осуществлять погрузку спереди категорически запрещено. В целом же, он полагает, что использование таких машин будет выгодно предприятиям. «Если беспилотники смогут ехать вперед-назад с одной и той же скоростью, то это сэкономит очень много времени на концевых операциях и позволит быстрее отгружать горную массу, — поясняет Айкин. — Беспилотнику не надо будет разворачиваться: он приехал, его загрузили, и тот задним ходом обратно поехал».
Если требования Ростехнадзора будут снижены, то оснований для применения роботов на горных предприятиях будет больше, полагает руководитель лаборатории интеллектуальных систем и цифровых технологий Института проблем комплексного освоения недр им. академика Н. В. Мельникова РАН Дмитрий Клебанов. Более активное применение роботов позволит сократить капитальные затраты, а изменения параметров строительства карьеров будет иметь экономический эффект, измеряемый десятками или даже сотнями миллиардов рублей, допускает он.
«Роботизированный горный транспорт — это новое слово в добыче. Удаление человека из кабины самосвала действительно даст новые возможности. Гораздо проще готовить площадки для загрузки руды — сокращаются расходы на подготовку площадок, поскольку исключается риск для человека, — рассказал генеральный директор ОАО «Соликамский магниевый завод» (входит в госкорпорацию «Росатом») Руслан Димухамедов. — Если измерять эффект по всей отрасли — конечно же, эффект будет многомиллиардным. Вопрос не просто в экономии затрат на водителей горной техники, а в совокупном повышении производительности добычи и экономии на операционных издержках при отгрузке продукции». В золотодобывающей компании «Полиметалл» Forbes сообщили, что в обсуждении не участвовали, но инициативу поддерживают: «На фоне стремительного развития беспилотного транспорта это вполне своевременно».
«Эффект по всем горным предприятиям России будет более 10 млрд рублей — в этом я уверен, — соглашается начальник управления развития АО «Святогор» Вячеслав Чернышев. — Ведь горные активы добывают широкий спектр полезных ископаемых, содержащих драгоценные металлы и камни, цветные и черные металлы, угли. Однако сроки окупаемости не будут короткими». По его словам, эта инициатива рабочей группы запустит развитие новых производств автоматизированных систем управления технологическим процессом, исследований в робототехнике и ИИ. «А это новые рабочие места, возможности роста молодых специалистов качественно нового уровня», — добавил Чернышев.
По словам собеседника в комиссии РСПП, поставщиками решений для роботизации карьерных самосвалов могут стать IT-компания «Цифра» (основана «Реновой», председатель совета директоров группы — миллиардер Виктор Вексельберг), заводы «БелАЗ», «КАМАЗ», китайские поставщики беспилотных самосвалов. Дмитрий Клебанов соглашается, что «Цифра» в этом сегменте один из представителей. В то же время в него выходят компании, локализующие китайские IT-решения, в их числе — PSI Mining, добавляет он.
Изменения в ФНП позволяют стимулировать горнодобывающие компании внедрять технологии, но по-прежнему встает вопрос о наличии таких технологий в России, обращает внимание генеральный директор IT-компании PSI Mining Антон Изюмцев. Он считает, что в России на текущий момент нет готовых решений, полностью соответствующих требованиям по надежности. «Я думаю, первые пилотные проекты по роботизированным самосвалам будут реализованы в 2025-2026 годах на основе технологий из дружественных стран, где уже около 1000 роботизированных самосвалов работает. Причем в Китае начали разрабатывать решения всего пять-семь лет назад и сделали гигантский рывок в этом направлении, обогнав по темпам внедрения роботов в горной промышленности в Австралии и США», – рассказывает Изюмцев.
«Рынок только формируется, но к нам уже обратились крупнейшие недропользователи, с которыми ведем активные переговоры, — рассказал также Антон Изюмцев. — По этому направлению начнем работать в следующем году. Объем продаж этих продуктов в 2025 году — от нескольких штук до одного-двух десятков роботизированных самосвалов, а 2026 году возможен кратный рост в зависимости от результатов пилотных проектов». Представители ГК «Цифра», «БелАЗ», «КАМАЗ» не ответили на запросы Forbes.
Против течения
В то же время оценки по поводу идеи рабочей группы о предотвращении утечек данных за рубеж у экспертов и участников рынка разделились.
«Программные продукты, операционные системы должны быть российского производства. Я уверен, что при таких условиях мы сохраним на предприятиях технологическую и промышленную безопасность. Да, времени на их разработку потребуется много, но вдолгую для нашей страны это сработает эффективно, — рассуждает Чернышев. — Риски хакерских атак со стороны недружественных стран существуют, и их сложно переоценить. Китай — прекрасное доказательство, у них интернет и операционные системы собственной разработки. Этот фактор — серьезный барьер для потенциальных атак».
«Безусловно, если будет введено много новых ограничений, связанных с информационной и кибербезопасностью, это может ограничить импорт тех или иных технологических решений», — отмечает Клебанов. По его прогнозу, в ближайшие годы в России рост сегмента автономных самосвалов будет обеспечиваться во многом за счет китайских решений. На текущий момент в России эксплуатируются два автономных карьерных самосвала, а в целом в странах ЕАЭС их около пяти, тогда как в мире их используется уже 2000-2500 машин, оценивает Клебанов.
Импорту технологий из Китая идея РСПП не помешает, так как китайские компании, скорее, согласятся провести только комплектующие для самосвалов — двигатели, гидравлику и т. д., которые российские компании могут купить и в Белоруссии, рассуждает Димухамедов. «А вот согласятся ли китайские коллеги продать нам программные коды автономного вождения — в этом я очень сомневаюсь», — добавляет он. Возможную утечку программных кодов систем автономного вождения он называет «чувствительной вещью». Но сами компании заинтересованы в сохранении этих кодов, они предпримут необходимые меры по защите данных, полагает он.
По мнению Димухамедова, текущая деятельность рабочей группы в части ограничения утечки данных не помешает и не поможет созданию беспилотных грузовиков. Более того, он допускает негативный эффект от группы на тему беспилотников в случае, если эта сфера будет засекречена. «Тогда мало кто из программистов захочет вписываться в работу по программированию кодов, чтобы не заморачиваться с получением доступа к гостайне 3-й или 2-й формы допуска», — предупреждает эксперт.