Россияне стали чаще и дольше использовать e-commerce площадки
Хотя бы раз в месяц на площадки e-commerce заходит уже 80% населения старше 12 лет, следует из презентации менеджера продукта Mediascope Антона Честных, подготовленной для выступления на Национальном рекламном форуме (есть в распоряжении Forbes). Это данные по итогам октября 2024 года. Кроме того, в среднем в день маркетплейсы и интернет-магазины посещает 51% россиян возраста 12+, что на 9% больше, чем годом ранее. Они проводят там 25 минут ежедневно: этот показатель тоже вырос — на 12%. Примечательно, что еще два года назад среднесуточный охват e-com составлял менее 30%.
Теперь 5% всего времени, проводимого в интернете, соотечественники тратят на интернет-магазины, это на 12% больше, чем год назад. Таким образом, категория e-commerce остается в списке крупнейших по времени активностей в интернете, чья доля в общей структуре интернет-потребления россиян увеличивается от года к году. По итогам октября 2024 года 21% интернет-времени россиян приходится на соцсети и блоги, 19% — на видеоресурсы, 18% — на мессенджеры, 8% — на игры.
Самых высоких показателей ежедневной аудитории и времени использования площадки достигают в ноябре, в период распродаж. Использование площадок онлайн-шоппинга растет во всех возрастных и географических группах. Однако интенсивнее всего увеличивается аудитория среди россиян старше 55 лет и жителей малых городов с населением менее 100 000 человек, констатируют в Mediascope.
Также пользователи все чаще ищут товары именно на ресурсах e-commerce, минуя поисковики. В октябре 2024 года россияне старше 12 лет совершили около 3,5 млрд поисковых запросов в e-commerce, на одного человека в месяц пришлось в среднем 37 запросов. Пользователи, для которых онлайн-шопинг становится важной частью досуга, проводят все больше времени в интернет-магазинах, и основными бенефициарами этого процесса являются маркетплейсы, констатировали ранее эксперты Forbes.
Самые крупные игроки рынка — универсальные маркетплейсы. Они занимают высокие позиции и продолжают расти. Так, Wildberries и Ozon в среднем в месяц используют более 60% россиян старше 12 лет. На третьем месте в топе – «Яндекс Маркет» (36% – охват в месяц). Также в топ-5 вошли Aliexpress и «Мегамаркет». «Среди маркетплейсов большая конкуренция — топовые площадки не могут похвастаться высокой долей эксклюзивной аудитории. Лояльность к конкретному маркетплейсу — скорее исключение из правил», — обращают внимание аналитики Mediascope.
Впрочем, в отдельных сегментах с ними успешно конкурируют площадки-«специалисты». Так, среди профильных магазинов в категории «техника» лидирует DNS (охват 15% населения в месяц), среди аптек — Apteka.ru (13%), в категории «строительство» — «Лемана Про» (8%), в «спорттоварах» — «Спортмастер» (7%).
Параллельно росту постоянной аудитории российского онлайн-ретейла замедляются темпы роста рынка e-commerce. Согласно оценкам Data Insight, в 2020 году объем интернет-продаж составлял 2,6 трлн рублей (+65% к предыдущему году), в 2023 году — 7,9 трлн рублей (+48%), а по итогам 2024-го объем продаж на рынке в России увеличится на 36% и достигнет 10,7 трлн рублей. В 2025 году объем рынка вырастет на 26%, в 2026 году — всего на 18%. Сегмент прошел свой пик в 2020–2021 годах, констатируют в Data Insight.