К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Не выдержит двоих: «Яндекс» замедлит самокаты с пассажирами

Фото Сергея Карпухина / ТАСС
Фото Сергея Карпухина / ТАСС
«Яндекс» будет бороться с ездой на самокатах вдвоем технологическими методами. С помощью IoT-модуля и модели машинного обучения самокат определит, что он везет больше одного человека, и замедлится до скорости пешехода. Высокие заявленные показатели распознавания нарушений в условиях полигонов не всегда сохраняются на практике в полевых условиях, но технологии совершенствуются и их внедрение всеми участниками рынка — лишь вопрос времени, считают эксперты

Параметры безопасности

Кикшеринг «Яндекса» тестирует технологию, которая поможет уменьшить количество нарушений на СИМ (средство индивидуальной мобильности, такой термин используется и в ПДД), рассказали Forbes в компании. Если на самокат встанет больше одного человека, устройство плавно замедлится до скорости пешехода (5 км/ч). Как только второй пассажир сойдет и нагрузка на самокат придет в норму, скорость восстановится до нормальной. Сейчас идет тестирование на полигонах, получена точность срабатывания больше 95%, внедрение планируется уже в следующем сезоне — весной 2025 года, сообщили в «Яндексе».

Чтобы определить, что на самокате больше одного человека, алгоритм учитывает более 120 параметров движения, которые зависят от нагрузки, например угол наклона самоката при повороте или разницу в ускорении. Для этого алгоритм раз в две секунды считывает параметры через датчики и IoT-модуль, установленный в каждом СИМ. Технология не анализирует параметры в вакууме, а учитывает их отклонение по сравнению с предыдущими поездками пользователя и срабатывает только на резкие изменения. «Если мужчина весом 85 кг встанет на СИМ с тяжелым рюкзаком, ничего не произойдет. Но если он возьмет с собой ребенка, то алгоритм среагирует и самокат замедлится», — приводят пример в компании.

Пункт 24.8 ПДД запрещает перевозить пассажиров на СИМ. За нарушения и ГИБДД, и сервисы, согласно оферте, выписывают штрафы. В августе 2024 года Департамент транспорта Москвы сообщил, что со старта сезона пользователи электросамокатов получили более 110 000 штрафов от операторов аренды. При этом, по данным департамента, езда вдвоем входит в тройку самых частых нарушений наряду с неспешиванием на пешеходном переходе и неправильной парковкой.

 

Повышение ставок

По оценкам проекта «Трушеринг», в 2023 году объем российского рынка кикшеринга вырос на 67,5%, до 22,3 млрд рублей, при этом к 2026 году он увеличится еще на 110%, до 46,8 млрд рублей. Общий флот по итогам прошлого года составил 332 400 самокатов (из них 45,1% приходится на Whoosh, 38,2% — на «МТС Юрент», 13,5% — на «Яндекс», 3,2% — на другие сервисы), а через два года увеличится до 460 000 — 500 000 штук.

За поездку с пассажиром «МТС Юрент» и Whoosh штрафуют на 5000 рублей. За аналогичное нарушение в «Яндекс.Go» сумма составляет 3000 рублей. Более того, столичный дептранс летом 2024 года направил письмо в адрес операторов сервисов аренды с предложением увеличить штрафы за езду вдвоем до 100 000 рублей.

 

Подобную технологию «Антитандем», выявляющую поездки вдвоем на электросамокатах, уже использует Whoosh. Компания внедрила ее в апреле 2024 года в Санкт-Петербурге, а спустя несколько дней распространила на все города работы сервиса в России, Белоруссии и Казахстане, включая столицы: Москву, Минск и Астану. Как поясняют в Whoosh, «Антитандем» анализирует более 50 параметров о поездке, основанных на данных от каждого электросамоката. «Сейчас технология отслеживает нарушения и все еще обучается: получает данные в условиях города, анализирует их. Модель пока фиксирует не все поездки с нарушениями, но постоянно повышает точность, — признают в компании. — Чем больше информации она обрабатывает, тем точнее сможет выявлять нарушения». По собственным данным, более 97% пользователей, которые получили пуш-уведомление и снижение скорости, продолжают поездку без пассажиров.

 В «МТС Юрент» Forbes сообщили, что сервис тестирует различные технологии, определяющие движение двух и более человек на самокате, в том числе разрабатывает собственное решение по выявлению тандемных поездок, которое может быть готово к внедрению в следующем году.

Дорогое игнорирование

В мире есть несколько компаний, которые, используя новые технологии (в том числе машинное обучение), пытаются решить эту проблему, в их числе европейский оператор Bolt и российский Whoosh, рассуждает издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев. Однако несмотря на то, что потенциально эта технология может существенно снизить количество нарушений, в открытых источниках результатов работы все еще нет, указывает он. «Шеринговый транспорт в России привлекает много общественного внимания в СМИ и соцсетях. Операторы кикшеринга в России заинтересованы в том, чтобы шеринговые самокаты были удобным и безопасным видом транспорта для всех жителей городов. В текущем сезоне операторы применили к нарушителям более 400 000 санкций и блокировок аккаунтов. Внедрение такой технологии — просто логичное продолжение этой политики», — заключает Николаев.

 

Поездки вдвоем — одно из самых дорогостоящих игнорирований внутренних правил сервисов (особенно в Москве, где штраф достиг 100 000 рублей), констатирует директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. И кикшеринг-компании, и ассоциация очень много говорят про то, что это опасно не только для кошелька нарушителя, но и для здоровья, продолжает она: «Техническое устройство самоката не рассчитано на поездку двух людей, на две точки тяжести. Это критично влияет на маневренность и устойчивость самоката, плюс ко всему последствия при падении могут быть и тяжелыми, вплоть до черепно-мозговых травм и переломов. Поэтому любая поездка вдвоем — это неоправданная экономия и романтика, — убеждена Эрдман. — К сожалению, показатель 95% в условиях полигона и тестов не всегда сохраняется в полевых условиях, но технология совершенствуется».

При участии Анастасии Гаврилюк

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+