«Ъ» узнал о планах властей выделить 6 млрд рублей на платформу против мошенников
Власти выделят более 6 млрд рублей из бюджета до 2030 года на единую платформу по противодействию мошенничеству, узнал «Коммерсантъ». Предполагается, что на этой площадке будут обмениваться информацией банки, операторы связи и цифровые платформы. Эксперты считают, что единая система может стать целью кибератак из-за концентрации критически важной информации в одном месте
Власти выделят более 6 млрд рублей из федерального бюджета до 2030 года на создание «ТелекомЦерта» — единой платформы по противодействию мошенничеству, говорится в предварительной версии федерального проекта «Инфраструктура кибербезопасности», которая есть у «Коммерсанта». Документ войдет в национальный проект «Экономика данных».
Платформу должны создать в 2025 году, следует из документа. Предполагается, что на ней будут обмениваться информацией в том числе банки и операторы связи. К 2030 году к «ТелекомЦерту» планируют подключить все финансовые организации и цифровые платформы, в число которых могут войти владельцы соцсетей, маркетплейсов и разработчики мобильных приложений. Платформа предусматривает наличие «единого окна» для приема обращений пользователей и компаний о мошенничестве. В документе говорится, что к 2030 году система может сократить время блокировки мошеннических ресурсов в два раза — с восьми до четырех часов.
Оператором платформы будет Минцифры, рассказал газете источник на телеком-рынке. При этом, по его словам, исполнителя системы еще не определили. Создание единой платформы обсуждают с 2018 года, однако эту инициативу пока не реализовали «из-за столкновений интересов операторов связи, банков и госорганов», добавил источник «Коммерсанта», знакомый с ходом реализации нацпроекта. В Минцифры подтвердили газете, что создание единой платформы планируется, но отметили, что ее параметры находятся на межведомственном согласовании. В аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Григоренко газете заявили, что до утверждения федерального проекта «говорить о предусмотренных им планах преждевременно».
В «Вымпелкоме» заявили «Коммерсанту», что создавать «подобную платформу необходимо с учетом всех имеющихся наработок и продуктов». В «Мегафоне» сказали, что Минцифры сейчас занимается «разработкой ее концепции». В t2 заявили, что «проект архитектуры системы» операторам не предоставили. В Т-Банке (ранее — Тинькофф Банк) добавили, что оперативный обмен информацией между участниками рынка и силовыми ведомствами «поможет эффективнее предотвращать мошенничество по всем фронтам». В «Яндексе» и «Сбере» не ответили на запросы «Коммерсанта», в VK и МТС отказались от комментариев.
В то же время директор центра противодействия кибермошенничеству компании «Информзащита» Павел Коваленко отметил, что единая платформа может стать целью кибератак из-за концентрации критически важной информации в одном месте. Сейчас в России уже есть несколько государственных платформ для борьбы с мошенничеством. Среди них — ГосСОПКА, «Антифрод», «Антифишинг» и «ФинЦЕРТ».
В 2023 году, по данным Центробанка, кибермошенники похитили у россиян 15,8 млрд рублей. За прошлый год злоумышленники совершили 1,17 млн успешных операций без согласия клиентов, что на 33% больше, чем в 2022 году. При этом банки отразили 34,8 млн попыток кибермошенников похитить деньги у граждан, вернули клиентам 8,7%, или 1,3 млрд рублей, от всего объема украденных средств. Регулятор тогда назвал одной из причин роста количества успешных случаев мошенничества более адресные и подготовленные атаки телефонных мошенников. В первом квартале 2024 года кибермошенники похитили у россиян 4,3 млрд рублей, следует из данных ЦБ.
В июле 2024-го вступил в силу закон, согласно которому банки обязаны проверять все переводы клиентов и при выявлении подозрительной операции останавливать ее на два дня. За это время финансовой организации необходимо связаться с клиентом и убедиться, что тот действительно совершает данный перевод в адрес указанного лица. Если согласие не получено, операция считается мошеннической и информация о ней попадает в черный список, который банки направляют в ЦБ. При этом, если банк допустил перевод на реквизиты из черного списка, ему придется вернуть клиенту похищенные средства.