К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Сборная конструкция: IT-«дочка» «Газпрома» выводит на рынок свой суперапп

Фото DR
Фото DR
Крупнейшие компании из таких отраслей, как промышленность, ретейл, финансы или транспорт, все чаще выводят свои внутренние IT-разработки на внешний рынок, рассчитывая заработать на импортозамещении и растущем спросе на российские технологии. В их числе технологическая «дочка» «Газпрома» — «Оператор Газпром ИД», которая предложила бизнесу свою платформу цифровых сервисов для работников и работодателей. Компания рассчитывает занять в течение пяти лет до 15-20% рынка корпоративных IT-приложений в России, который оценивается в десятки миллиардов рублей

Набор инструментов

«Оператор Газпром ИД» (входит в группу «Газпром») выводит на рынок IT-решений для бизнеса новый продукт — «Единую платформу взаимодействия ГИД», рассказал Forbes генеральный директор компании Андрей Ветошкин. Платформа представляет собой совокупность цифровых сервисов для взаимодействия работников и компаний-работодателей и предлагается в виде мобильного супераппа для iOS и Android, а также веб-версии.

Платформа ГИД включает в себя более 30 самостоятельных сервисов для адаптации и обучения сотрудников, организации эффективных коммуникаций, управления проектами, цифровизации кадрового документооборота, разработки и запуска новых цифровых продуктов без кодинга и трекинга психоэмоционального состояния членов рабочих команд, линейку банковских, страховых и потребительских сервисов и круглосуточную новостную ленту. «Наши no-code инструменты позволяют создавать и настраивать собственные сервисы внутри ГИД. По сути, это мини-разработка без привлечения IT-специалистов, доступная каждому и оснащенная нативными функциональными блоками, разметкой, изображениями и многим другим, — обращает внимание Ветошкин. — В России давно применяется практика использования конструкторов вместо дорогостоящей разработки сайтов, мы предлагаем такой же функционал, но для решения задач работодателя внутри мобильного приложения».

По словам Ветошкина, это уже третья, улучшенная и протестированная версия платформы с момента ее создания в 2021 году. «Ей пользуются все «дочки», включая Газпромбанк и «Газпром-Медиа». Это как минимум несколько сотен тысяч пользователей-сотрудников, занятых в разных отраслях и компаниях с разными потребностями. Такая большая база тестирования — хороший ресурс, — говорит топ-менеджер. — У группы «Газпром» в силу масштабов и разнонаправленной деятельности сильная IT-экспертиза. Очевидно, она может быть востребована внешним контуром».

 

Подписание договора с первыми клиентами Ветошкин ожидает в течение ближайших месяцев. Инвестиции в разработку ГИД он не раскрывает, но, по словам источника Forbes на рынке разработки IT-сервисов, с учетом повышенных требований к безопасности и надежности системы она могла составить несколько миллиардов рублей. В ближайшие годы «Оператор Газпром ИД» планирует вывести на рынок не менее 10 высокотехнологичных решений для автоматизации процессов, управления данными и улучшения взаимодействия компаний с сотрудниками. «Объем рынка корпоративных IT-приложений в России оценивается в десятки миллиардов рублей и продолжает расти. В течение ближайших пяти лет компания сможет занять значительную долю этого рынка, до 15-20%», — уверен Андрей Ветошкин.

Аргументы pro…

«Газпром» — далеко не единственная крупная компания, чьи IT-подразделения выводят свои продукты из-под «зонтика» материнской организации, формируя собственные юрлица, привлекая своих клиентов, — иными словами, ведут вполне самостоятельный бизнес. В качестве примеров можно привести «Норникель», «Северсталь», ММК, «Сибур», «Камаз», «Татнефть», «Аэрофлот», «Черкизово» и т. д.

 

По оценке TAdviser, российский рынок HR-Тech, включающий комплексные HRM/HCM-системы, отдельные инструменты для автоматизации подбора, оценки и развития персонала, а также услуги по внедрению и поддержке таких решений в 2022 году увеличился на 10%, до 29,2 млрд рублей. Аналитики TAdviser также прогнозировали аналогичную динамику по итогам 2023 года и рост рынка до 32,1 млрд рублей. По другим данным объемы этого рынка еще больше: так, агентство Smart Ranking оценило объем рынка HR-Tech в России в 78 млрд рублей в 2023 году, причем рост общей выручки по сравнению с 2022 годом составил 49%.

«Это своего рода транспорт для внутренних рутинных операций и контролируемого взаимодействия с внешними контрагентами, — рассуждает эксперт практики инфраструктурных решений «К2Тех» Владимир Сергеев. — Видим сильный тренд, что заказчики хотят универсальное мобильное приложение для работы — суперапп, в котором собраны ключевые инструменты работы, интегрированные с внутренними бизнес-системами нативно. Производители слышат эти сигналы и отражают в своих решениях. И обязательно — соответствие требованиям безопасности с точки зрения контролирования утечек критических бизнес-данных».

Помимо необходимых ресурсов и команды, которая разрабатывает и поддерживает решение, шансы на успех «Газпрома» на этом поле значительно увеличиваются благодаря тренду на импортозамещение и обеспечение цифрового суверенитета российского бизнеса, добавляет Сергеев.

 

Вопрос импортозамещения в российском бизнесе действительно остается актуальным — 64% компаний переходят на отечественные технологии, и большинству из них уже удалось отказаться от 10-50% зарубежных программ, указывает генеральный директор Touch Instinct Дмитрий Костин. Особенно актуально это для корпоративного сегмента после отключения или ограничения доступа к иностранным сервисам вроде Slack или Miro, говорит он. «С учетом того, что компании все чаще смотрят в сторону экосистем и выбирают сразу комплексы решений от одного поставщика, чтобы оптимизировать свои рабочие процессы, ГИД способен занять значительную долю рынка. К тому же среди российских специалистов популярен удаленный формат работы, что делает корпоративные онлайн-сервисы все актуальнее», — считает Костин.

…et contra

Однако платформа, которую предлагает бизнесу «Газпром», отнюдь не уникальна, замечают разработчики: один из аналогов такого решения — супераппы для бизнеса на базе eXpress, позволяющие объединить все корпоративные ресурсы и сервисы в брендированном продукте. Так было запущено приложение «Суперника» от «Норникеля», которое объединяет личный кабинет пользователя, цифровые сервисы компании и медиацентр, говорит Дмитрий Костин.

«Частично функции ГИД встречаются во многих приложениях для управления командами и организации работы с удаленными сотрудниками: «Битрикс24», «Аспро.Cloud» и «Мегаплан», — констатирует он. — Сервисы не являются полными аналогами ГИД, но в них реализована часть представляемых им функций — например, корпоративные мессенджеры, системы управления проектами и постановки задач, low-code конструкторы и коробочные решения для бизнеса».

У многих корпораций уже стоят свои кастомные решения, в том числе личные кабинеты, мобильные интранеты для сотрудников, обращает внимание исполнительный директор red_mad_robot Илья Самофеев. «Часто это кастомные мобильные приложения, сделанные специально для крупной корпорации, либо какие-то купленные коробочные решения. У «Газпрома» выглядит так, что они сделали довольно много функциональности, которой может не быть в стандартных коробках, — полагает эксперт. — Наверное, здесь может быть ценность для компаний». Однако может возникнуть вопрос сложности перехода на новое решение, предостерегает он.

«Насколько компании будут готовы ставить решение от «Газпрома»? Это не плюс и не минус — просто есть определенные компании, которые зарекомендовали себя как крупные цифровые игроки, у них есть В2В-направления продуктов для бизнеса и довольно успешные проекты, — продолжает Самофеев. — Большой вопрос, будут ли люди покупать решение от нетехнологической компании». Если в разработку действительно вложили несколько миллиардов, то выходить на операционную эффективность придется очень долго, заключает он.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+