Сборная конструкция: IT-«дочка» «Газпрома» выводит на рынок свой суперапп
Набор инструментов
«Оператор Газпром ИД» (входит в группу «Газпром») выводит на рынок IT-решений для бизнеса новый продукт — «Единую платформу взаимодействия ГИД», рассказал Forbes генеральный директор компании Андрей Ветошкин. Платформа представляет собой совокупность цифровых сервисов для взаимодействия работников и компаний-работодателей и предлагается в виде мобильного супераппа для iOS и Android, а также веб-версии.
Платформа ГИД включает в себя более 30 самостоятельных сервисов для адаптации и обучения сотрудников, организации эффективных коммуникаций, управления проектами, цифровизации кадрового документооборота, разработки и запуска новых цифровых продуктов без кодинга и трекинга психоэмоционального состояния членов рабочих команд, линейку банковских, страховых и потребительских сервисов и круглосуточную новостную ленту. «Наши no-code инструменты позволяют создавать и настраивать собственные сервисы внутри ГИД. По сути, это мини-разработка без привлечения IT-специалистов, доступная каждому и оснащенная нативными функциональными блоками, разметкой, изображениями и многим другим, — обращает внимание Ветошкин. — В России давно применяется практика использования конструкторов вместо дорогостоящей разработки сайтов, мы предлагаем такой же функционал, но для решения задач работодателя внутри мобильного приложения».
По словам Ветошкина, это уже третья, улучшенная и протестированная версия платформы с момента ее создания в 2021 году. «Ей пользуются все «дочки», включая Газпромбанк и «Газпром-Медиа». Это как минимум несколько сотен тысяч пользователей-сотрудников, занятых в разных отраслях и компаниях с разными потребностями. Такая большая база тестирования — хороший ресурс, — говорит топ-менеджер. — У группы «Газпром» в силу масштабов и разнонаправленной деятельности сильная IT-экспертиза. Очевидно, она может быть востребована внешним контуром».
Подписание договора с первыми клиентами Ветошкин ожидает в течение ближайших месяцев. Инвестиции в разработку ГИД он не раскрывает, но, по словам источника Forbes на рынке разработки IT-сервисов, с учетом повышенных требований к безопасности и надежности системы она могла составить несколько миллиардов рублей. В ближайшие годы «Оператор Газпром ИД» планирует вывести на рынок не менее 10 высокотехнологичных решений для автоматизации процессов, управления данными и улучшения взаимодействия компаний с сотрудниками. «Объем рынка корпоративных IT-приложений в России оценивается в десятки миллиардов рублей и продолжает расти. В течение ближайших пяти лет компания сможет занять значительную долю этого рынка, до 15-20%», — уверен Андрей Ветошкин.
Аргументы pro…
«Газпром» — далеко не единственная крупная компания, чьи IT-подразделения выводят свои продукты из-под «зонтика» материнской организации, формируя собственные юрлица, привлекая своих клиентов, — иными словами, ведут вполне самостоятельный бизнес. В качестве примеров можно привести «Норникель», «Северсталь», ММК, «Сибур», «Камаз», «Татнефть», «Аэрофлот», «Черкизово» и т. д.
По оценке TAdviser, российский рынок HR-Тech, включающий комплексные HRM/HCM-системы, отдельные инструменты для автоматизации подбора, оценки и развития персонала, а также услуги по внедрению и поддержке таких решений в 2022 году увеличился на 10%, до 29,2 млрд рублей. Аналитики TAdviser также прогнозировали аналогичную динамику по итогам 2023 года и рост рынка до 32,1 млрд рублей. По другим данным объемы этого рынка еще больше: так, агентство Smart Ranking оценило объем рынка HR-Tech в России в 78 млрд рублей в 2023 году, причем рост общей выручки по сравнению с 2022 годом составил 49%.
«Это своего рода транспорт для внутренних рутинных операций и контролируемого взаимодействия с внешними контрагентами, — рассуждает эксперт практики инфраструктурных решений «К2Тех» Владимир Сергеев. — Видим сильный тренд, что заказчики хотят универсальное мобильное приложение для работы — суперапп, в котором собраны ключевые инструменты работы, интегрированные с внутренними бизнес-системами нативно. Производители слышат эти сигналы и отражают в своих решениях. И обязательно — соответствие требованиям безопасности с точки зрения контролирования утечек критических бизнес-данных».
Помимо необходимых ресурсов и команды, которая разрабатывает и поддерживает решение, шансы на успех «Газпрома» на этом поле значительно увеличиваются благодаря тренду на импортозамещение и обеспечение цифрового суверенитета российского бизнеса, добавляет Сергеев.
Вопрос импортозамещения в российском бизнесе действительно остается актуальным — 64% компаний переходят на отечественные технологии, и большинству из них уже удалось отказаться от 10-50% зарубежных программ, указывает генеральный директор Touch Instinct Дмитрий Костин. Особенно актуально это для корпоративного сегмента после отключения или ограничения доступа к иностранным сервисам вроде Slack или Miro, говорит он. «С учетом того, что компании все чаще смотрят в сторону экосистем и выбирают сразу комплексы решений от одного поставщика, чтобы оптимизировать свои рабочие процессы, ГИД способен занять значительную долю рынка. К тому же среди российских специалистов популярен удаленный формат работы, что делает корпоративные онлайн-сервисы все актуальнее», — считает Костин.
…et contra
Однако платформа, которую предлагает бизнесу «Газпром», отнюдь не уникальна, замечают разработчики: один из аналогов такого решения — супераппы для бизнеса на базе eXpress, позволяющие объединить все корпоративные ресурсы и сервисы в брендированном продукте. Так было запущено приложение «Суперника» от «Норникеля», которое объединяет личный кабинет пользователя, цифровые сервисы компании и медиацентр, говорит Дмитрий Костин.
«Частично функции ГИД встречаются во многих приложениях для управления командами и организации работы с удаленными сотрудниками: «Битрикс24», «Аспро.Cloud» и «Мегаплан», — констатирует он. — Сервисы не являются полными аналогами ГИД, но в них реализована часть представляемых им функций — например, корпоративные мессенджеры, системы управления проектами и постановки задач, low-code конструкторы и коробочные решения для бизнеса».
У многих корпораций уже стоят свои кастомные решения, в том числе личные кабинеты, мобильные интранеты для сотрудников, обращает внимание исполнительный директор red_mad_robot Илья Самофеев. «Часто это кастомные мобильные приложения, сделанные специально для крупной корпорации, либо какие-то купленные коробочные решения. У «Газпрома» выглядит так, что они сделали довольно много функциональности, которой может не быть в стандартных коробках, — полагает эксперт. — Наверное, здесь может быть ценность для компаний». Однако может возникнуть вопрос сложности перехода на новое решение, предостерегает он.
«Насколько компании будут готовы ставить решение от «Газпрома»? Это не плюс и не минус — просто есть определенные компании, которые зарекомендовали себя как крупные цифровые игроки, у них есть В2В-направления продуктов для бизнеса и довольно успешные проекты, — продолжает Самофеев. — Большой вопрос, будут ли люди покупать решение от нетехнологической компании». Если в разработку действительно вложили несколько миллиардов, то выходить на операционную эффективность придется очень долго, заключает он.