К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В поисках попутчиков: МТС запускает акселератор для travel-стартапов

Фото Сергея Фадеичева / ТАСС
Фото Сергея Фадеичева / ТАСС
МТС запускает TravelTech-акселератор в собственном центре инноваций и инвестиций MTS StartUp Hub. Участники смогут привлечь суммарно до 500 млн рублей инвестиций в свои проекты и получить доступ к технологиям МТС для тестирования бизнес-моделей. Похоже, расти так быстро, как хотелось бы, у travel-подразделения МТС не получается, поэтому они ищут другие способы для развития, полагают эксперты. При этом бум стартапов прошел еще в 2010-е и найти достойные проекты, которые могут обеспечить настоящий прорыв, будет сложно, предупреждают участники рынка

Движение с ускорением

Цифровая экосистема МТС запускает TravelTech-акселератор в собственном центре инноваций и инвестиций MTS StartUp Hub, рассказали Forbes в компании. Объем средств, который выделят на эти цели в компании, составит до 500 млн рублей, а финалисты акселератора с лучшими решениями смогут заключить с МТС Travel долгосрочное сотрудничество и получить доступ к инфраструктуре облачных сервисов и технологиям искусственного интеллекта.

Набор стартапов будет вестись по трем направлениям: HotelTech (решения для отельеров), OTATech (сервисы для цифровых витрин) и TravelTech (решения для путешественников). Прием заявок продлится до 30 сентября, после чего участников ждет финальный отбор. В МТС признают: компания заинтересована в TravelTech-стартапах в первую очередь для развития собственного сервиса путешествий МТС Travel, который появился в 2022 году. Один из способов ускоренного роста на рынке — технологические решения, стартапы.

«Туристический рынок России сегодня в лидерах по темпам роста, но в то же время остро нуждается в цифровизации, — говорит генеральный директор сервиса путешествий МТС Travel Вадим Мельников. — Чтобы предлагать конкурентные сервисы и справляться с высоким спросом, нужны технологические решения, которые учитывают специфическую экспертизу рынка гостеприимства. Такую экспертизу мы надеемся найти в среде travel-стартапов. Наиболее интересны для нас решения персонализации, использование Big Data и AI для улучшения клиентского опыта и опыта объектов размещения, все, что связано с цифровизацией работы отелей и их услуг».

 

МТС уже инвестировала в проекты в онлайн-travel и делает в развитии собственной экосистемы ставку в том числе на этот сегмент. Так, в июле 2022 года состоялась покупка за 4 млрд рублей отельного консолидатора «Броневик» (бренд Bronevik.com), на базе которого и был создан сервис бронирования отелей МТС Travel. Компания заключила эту сделку, чтобы быстро выйти на рынок бронирования, который в 2022 году покинули такие иностранные сервисы, как Booking или Airbnb. В МТС тогда заявили, что новое направление в сфере туризма и путешествий МТС Travel будет выделено в отдельную бизнес-вертикаль. А в мае 2023 года МТС Travel приобрел права на технологическую платформу, контент и бренд отраслевого онлайн-журнала «Тонкости туризма» со среднемесячной аудиторией 2,5 млн посетителей. По словам источника «Ведомостей», знакомого с условиями сделки, сумма составила 100-150 млн рублей, срок ее окупаемости — три года, а в ее периметр вошла только интеллектуальная собственность.

Объем мирового рынка туристических технологий растет. По данным Allied Market Research, если в 2022 году рынок оценивался в $9,4 млрд, то к 2032 году он может достичь $21 млрд (среднегодовой темп роста составит 8,6%). Проникновение онлайн-сервисов на российский рынок в travel-сегменте также растет с каждым годом: так, по оценке директора департамента стратегического развития и инвестиций МТС, CEO MTS StartUp Hub Дмитрия Курина, в течение трех лет этот показатель с текущего уровня в 55% может вырасти до 60%. При этом объем российского рынка онлайн-тревел в МТС оценить затрудняются. По мнению источника в одной из крупных компаний на этом рынке, он составляет 450 млрд рублей: «Это весь рынок отелей онлайн и офлайн (без учета апартаментов). Доля онлайна — около 50%».

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Снижение проектной мощности

Коммерческий директор Ozon Travel Наталья Погиблева приветствует инициативу МТС по запуску акселератора. «Такие программы играют важную роль в развитии отрасли, помогают притоку свежих решений и делают рынок более динамичным», — считает она.

Впрочем, решить задачу отыскать хорошие проекты в этом сегменте, как, впрочем, и во всех других, сейчас будет действительно непросто. «Сейчас со стартапами в России, мягко говоря, не очень — рынок венчурных инвестиций сжался (данные Агентства инноваций Москвы и некоторые другие отчеты это подтверждают), — рассуждает источник Forbes на рынке онлайн-тревел. — Команды и люди, которые раньше занимались бы стартапами, не рискуют и пробуют себя в похожих проектах, но в рамках больших компаний. С меньшей свободой в принятии решений, меньшей скоростью, без классического «венчурного трека», но фактически с похожими процессами и меньшими рисками за ошибки».

Так, венчурный рынок в России в первой половине 2024 года продолжил падать, следует из отчета Агентства инноваций Москвы: объем инвестиций в стартапы снизился в годовом выражении на 18%, с $33 млн до $27 млн, количество сделок уменьшилось на 9%, c 64 до 58 единиц. Падение происходило и на глобальном венчурном рынке, однако втрое медленнее (минус 6%, до $153 млрд). Снижение эксперты объясняют сжатием предложения и несоответствием ожиданий стартапов и инвесторов.

 

По наблюдениям собеседника Forbes в одной из компаний на рынке онлайн-путешествий, сами стартапы сейчас фокусируются на улучшении каких-то понятных процессов, чтобы показать предсказуемый результат, и гораздо реже сосредоточены на революционных, прорывных идеях, ведь последние сейчас сложнее финансировать и масштабировать. «Бум прорывных стартапов в тревеле все-таки был в 2010-е, сейчас все гораздо скромнее. В нишах, где работали ушедшие из России зарубежные игроки, были и отечественные компании — и именно они нарастили свою долю. Места для стартапов тут тоже не нашлось».

Индустрия TravelTech активно развивается, но при этом пока отстает в части технологической зрелости от того же рынка e-commerce и финтеха, замечает руководитель сервиса «Путешествия» в Т-Банке (бывший Тинькофф Банк) Илья Артеменко. «Мы видим множество точек роста, которые лежат как в части продукта для гостей, так и для отельеров. Сейчас одна из важнейших задач — повысить проникновение цифровых сервисов в индустрию, особенно в тех регионах, где туризм активно развивается», — считает он.

О том, сколько на сегодня существует интересных технологических решений, которые развиваются независимо от больших игроков, Артеменко сказать затрудняется, но, по его словам, потребность в появлении новых стартапов, тревел-сообществ налицо. «Запуск акселератора — это хорошая возможность для начинающих бизнесменов получить доступ к экспертизе ведущих компаний и их аудитории, а также рассчитывать на поддержку и продвижение своего бизнеса», — заключает он.

 «На рынке однозначно есть проекты и команды с интересными решениями, — заверяет основатель сообщества Travel Startups и руководитель комиссии по стартапам Российского союза туриндустрии Леонид Пустов. По его словам, ежегодно в России запускается более 30 TravelTech-стартапов, более 150 технологических проектов образованы менее пяти лет назад — это статистика сообщества Travel Startups на основе мониторинга конкурса стартапов. Но проблему для многих стартапов он видит в том, что на первых этапах у проекта даже с хорошим востребованным продуктом может не быть финансов на маркетинг. «В этом случае успешное развитие он может получить через партнерство с компанией с большой пользовательской базой. Многие стартапы на рынке ищут возможности выхода на крупный бизнес, однако достучаться до крупной корпорации невозможно. Решением этой проблемы как раз и являются акселерационные программы», — полагает Пустов.

Одна из реальных причин, почему МТС понадобилось идти с акселератором в TravelTech, — не получается расти на рынке так быстро, как хотелось бы, полагает источник Forbes в одной из компаний на рынке онлайн-путешествий. «Фактически они вышли на рынок через покупку «Броневика» — консолидатора отелей в России и за границей. Но прыгнуть выше определенных показателей эта сделка не помогла. Кажется, задумка в том, чтобы купить еще компанию или команду, чтобы помогло расти быстрее. Возможно, в этот раз такая стратегия сработает лучше — посмотрим», — размышляет он.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+