К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Работа над ошибками: какие просчеты совершает бизнес при цифровой трансформации

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Цифровые технологии служат драйвером изменений, благодаря которым любая компания может улучшить свои показатели и достичь конкурентных преимуществ. Но, несмотря на накопленный опыт, компании продолжают совершать ошибки, не позволяющие им трансформироваться и стать лидерами в своих областях. Академический директор программ по цифровой трансформации школы управления «Сколково» Николай Верховский рассуждает о просчетах, допускаемых российскими компаниями в процессе цифрового перехода, и технологиях, с которыми будут связаны основные сдвиги в стратегиях трансформации в ближайшие пять лет

Практика показывает, что метаморфозное развитие, когда компания кардинально меняет свою бизнес-модель и стратегию, — явление, присущее практически всем компаниям, которые осуществляют свою деятельность продолжительное время, независимо от их размера или отрасли. Если подходить к этому процессу системно и осознанно, цифровизация помогает значительно увеличить эффективность и прибыльность бизнеса и стать фундаментом для дальнейшего роста.

Напротив, компании, не способные адаптироваться к технологическому прогрессу и новым требованиям рынка, теряют конкурентоспособность и уходят с рынка. Согласно исследованию Capgemini и Everest Research Group, 73% предприятий не смогли добиться устойчивой отдачи от своих усилий по цифровой трансформации.

Какие ошибки не следует совершать, чтобы процесс цифровой трансформации привел к желаемым изменениям?

 

1. Не учитывать потребности бизнеса

Что такое цифровизация? Это прежде всего повышение производительности интеллектуального труда. Интеллектуальный труд — основа любого бизнес-процесса. Эффективность этого труда оценивается через бизнес-результат. Чтобы перенести часть интеллектуальных операций с людей на цифру, важно понять, на что влияет производительность этих операций, чем они ограничены сейчас и как их усиление скажется на бизнес-эффекте. Получится ли у компании меньше тратить, больше зарабатывать или получать новые деньги там, где раньше это было невозможно?

Внедрение любых технологий, продиктованное лишь модой или иллюзиями топ-менеджмента — начиная с CRM и заканчивая AI, облаками и хранилищами данных — без учета эффекта для бизнеса влечет за собой огромные денежные потери и не приближает компанию к результату. Напротив, вызывает разочарование в технологиях и отказ от них.

 

2. Думать, что цифровая трансформация — зона ответственности IT

Только бизнес отвечает за результаты цифровой трансформации. Без KPI и понимания, как цифровизация влияет на бизнес-процессы и результаты, пройти пересборку не получится.

Каждое бизнес-подразделение должно участвовать в поиске новых нестандартных возможностей для роста финансовых показателей компании и в партнерстве с IT реализовывать их. Запрос на изменения, исходящий от IT-функции, не приведет к выходу на новый уровень.

3. Проводить цифровую трансформацию в старой структуре

Цифровая трансформация в прежней организационной структуре, как правило, ведет к огромному количеству затрат и большому разочарованию от всех цифровых технологий. Сами технологии работают и приносят эффект, однако неправильный организационно-управленческий подход к их внедрению, который я наблюдаю повсеместно, — это верный способ потерять деньги.

 

Трансформационные проекты предполагают отказ от устаревшей системы, не подлежащей обновлению или интеграции с новыми решениями. Поэтому, принимая решение о внедрении новых технологий, важно учитывать, как они будут взаимодействовать с уже существующими системами.

Один из ключевых методов, который нужно внедрить в компании, — продуктовый подход. Он предполагает быстрое тестирование гипотез, создание прототипов, коммуникацию с пользователями и четкую ориентацию на бизнес-метрики. Плюс кросс-функциональные команды, которые быстро делают решения и вносят необходимые изменения.

4. Недооценивать культуру компании

Сколь угодно хорошее решение может столкнуться с противодействием сотрудников. Отказ от привычных методов работы и насаждение новых правил без объяснения логики процессов не принесут пользы и будут подпитывать страхи сотрудников. Основная сложность — обеспечить чувство безопасности и объяснить выгоду происходящих перемен всем участникам процесса.

Цифровые технологии усиливают процессы создания и обращения знаний, необходимых для поддержания операционной деятельности. В будущем за эти процессы будут отвечают системы «человека-машина», то есть люди, оснащенные цифровыми помощниками на основе AI. Только донеся эту идею до сотрудников, трансформатор сможет преодолеть их осознанное и неосознанное сопротивление.

5. Пренебрегать работой с данными

Данные — это фундамент цифровой трансформации и объект управления. Отсутствие организованного процесса работы и нехватка подготовленных специалистов, способных работать с данными, затрудняют цифровой переход. Не способствует ему и самоисключение компании из процесса, и передача этого блока подрядчику. Никакой подрядчик не способен навести порядок в данных — это задача бизнеса.

 

Для того чтобы цифровые решения работали, необходимо выстроить работу с данными — создать позиции data management, специалистов, ответственных за управление данными, и внедрить дисциплину data governance внутри компании.

Что дальше?

Правильный ответ: никто не знает. Но можно делать ставки. Наша ставка включает три технологии, которые в ближайшие пять лет будут определять перспективу цифровизации: распределенные вычисления на базе блокчейна, облачные технологии хранения и распространения данных и генеративный искусственный интеллект. Мы верим в открытый, децентрализованный AI, на базе которого создаются ассистенты и агенты, усиливающие мышление людей. 

При этом важно понимать, что делать более точные прогнозы про будущее цифровизации сейчас невозможно. В силу того, что технологический мир стремительно меняется, все компании как бы выровнены по одной линейке. Те, кто был лидером на предыдущем шаге, легко могут не успеть за изменениями, поскольку степень неопределенности очень высока. Никаких универсальных учебников по цифровой трансформации нет, в этой деятельности все так же, как в спортивном ориентировании, ищут путь сами. И тот, кто быстрее поймет, какие изменения привносит эта новая экономическая и технологическая реальность, перестроит свою бизнес-модель и получит максимальную выгоду уже сейчас.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+