Тогда считать он стал экраны: телевизоры «Сбера» нарастили долю и обогнали «Яндекс»
Блицкриг
По итогам первой половины 2024 года телевизоры, которые выпускает «Сбер», заняли долю 5,2% в штучном выражении и 3% в денежном, рассказали Forbes в IT-холдинге Fplus. У его главного российского конкурента «Яндекса» результаты скромнее. Телевизоры этого бренда в штуках занимают немногим более процента, в деньгах — около 2%, сообщили в компании.
«Сбер» впервые представил телевизоры под своим брендом еще в марте 2022 года. В конце того же года компания выпустила линейку доступных моделей, но массово на рынке устройства «Сбера» появились в 2023 году.
«Средняя цена телевизоров этих брендов сильно разнится: у «Сбера» она более чем вдвое ниже средней цены «Яндекса», — говорит директор департамента крупной бытовой техники «Марвел-Дистрибуции» (входит в Fplus) Лариса Сенина. При этом устройства начального ценового сегмента, где, в частности, представлена продукция «Сбера», традиционно более востребованы: они универсальны в использовании и доступны широкому кругу потребителей, продолжает она. Например, в штучном выражении телевизоры до 20 000 рублей, по ее словам, составляют примерно половину всего рынка.
Средняя цена телевизоров «Сбера» составляет 16 000 рублей, «Яндекса» — 35 000 рублей. При этом в мае у «Сбера» она снизилась до 14 000 рублей, а у «Яндекса», наоборот, выросла до 38 000 рублей, указывают в Fplus: «Это может быть связано, с одной стороны, с некоторым переизбытком на рынке телевизоров «Сбер», а с другой — вымыванием более доступного сегмента «Яндекса» в старой линейке, поскольку апрель-май — это время завершения сезона, когда распродаются остатки невостребованного или переоцененного по спросу товара».
В то же время «Яндекс» играет в более высоком ценовом сегменте, где требуются серьезные инвестиции в продвижение, рассуждает Лариса Сенина: «А объем таких инвестиций, по оценкам рыночных аналитиков, гораздо выше именно у «Сбера».
Сенина ожидает, что при сохранении текущих тенденций «Сбер» уже в нынешнем году в количественном выражении сможет занять долю рынка 10% и более. «Тогда бренд станет серьезным конкурентом многочисленным китайских игрокам, совокупная доля которых сейчас близка к половине рынка, — считает она. — Однако даже лидеры этого пула в количественном выражении занимают только немногим больше 10%». У телевизоров «Яндекса» также есть хорошие перспективы в случае их более активного продвижения на рынке и расширения каналов продаж, резюмирует топ-менеджер.
Борьба экосистем
С января по конец июня в 2024 году в России продано 3,6 млн телевизоров на 102,8 млрд рублей (3,8 млн телевизоров на 92,8 млрд рублей — за аналогичный период прошлого года), свидетельствуют данные Fplus. В штуках лидирует Haier (11,8%), Xiaomi (10,1%), Sber (5,2%), Samsung (4,9%) и Hisense (4,8%), а в деньгах — Haier (17,3%), Samsung (12%), Xiaomi (10%), LG (8,0%) и Hisense (7,7%).
Данные группы «М.Видео-Эльдорадо» (есть у Forbes) в целом с оценкой Fplus совпадают: доля телевизоров «Сбера» на российском рынке составляет 5% в количественном выражении и 3% в деньгах, а доля «Яндекса» — 2% и 2,3% соответственно.
Умные телевизоры — сегмент потребительской электроники, демонстрирующий высокую динамику спроса у российского потребителя, констатируют в Сбербанке. «На текущий момент общерыночная доля телевизоров Sber составляет 5,6% (данные GfK). Это топ-5 брендов на рынке. По сравнению с 2023 годом мы увеличили свою долю на рынке более чем в два раза», — сообщили в компании, добавив, что на рост доли устройств «Сбера» позитивно влияют собственная операционная система «Салют ТВ» и встроенный искусственный интеллект GigaChat в ассистенте «Салют».
«Доля наших собственных телевизоров (ТВ станций с «Алисой») непрерывно растет, — заявили Forbes в «Яндексе». — Мы работаем в ценовом сегменте, где потребителю в первую очередь важно качество продукта. Оно определяется регулярно обновляемой операционной системой и уникальным для рынка уровнем голосового управления. Мы постоянно развиваем уже существующие модели собственных телевизоров, а также планируем расширение модельного ряда в более доступных ценовых категориях».
По мнению экспертов, электроника под брендом «Сбера», будь то ТВ или умные колонки, стоит особняком с точки зрения формата продвижения на российском рынке. Эту технику действительно корректнее сравнивать не с текущими лидерами вроде Haier или Samsung, а скорее с продукцией «Яндекса», рассуждает коммерческий директор «Холодильник.ру» Алексей Погудалов. «Обе корпорации — и «Сбер», и «Яндекс» — строят свои полноценные цифровые экосистемы, которые предлагают клиенту не только сам гаджет, но и контент — онлайн-кинотеатр, управление умным домом, финансовые сервисы и т.д. Поэтому устройства, через которые клиенты «Сбера» получают дополнительные удобства при использовании широкого набора сервисов, могут иметь повышенный спрос», — размышляет Погудалов.
«Сбер» реализует свою продукцию преимущественно через онлайн-площадки, в частности, через собственный маркетплейс «Мегамаркет», замечает директор департамента бытовой электроники OCS Distribution Владислав Бородин. Возможность применять различные программы стимулирования спроса, например, кешбэк в виде бонусов «Спасибо», обеспечивает хорошие продажи, согласен он. «Конкурентами «Сбера» на российском рынке являются китайские бренды из начального ценового сегмента, — говорит Бородин. — Но у компании есть конкурентное преимущество перед производителями телевизоров из Азии: она использует собственные софтовые оболочки, позволяющие встраивать технику в свою экосистему цифровых услуг».
На то, что «Сбер» дополнительно стимулирует продажи товаров под своим брендом на «Мегамаркете» через повышенный кешбэк, указывает и Алексей Погудалов. Учитывая внушительные собственные аудитории «Сбера» и «Мегамаркета», он вполне допускает, что доля его бренда в ТВ-технике могла бы достичь 10%, но это «возможно лишь при условии колоссальных маркетинговых инвестиций со стороны банка».