Отели выходят в онлайн: гостиницы и апартаменты подключаются к сервисам размещения
Высадились на «Островок»
Российские отели усиливают присутствие в цифровых каналах. Согласно данным «Островка», за год число подключенных к сервису объектов размещения увеличилось на 40%, рассказали Forbes в компании. Лидерами по темпам цифровизации стали регионы Кавказа и Дальний Восток, где число отелей и апартаментов, подключенных к «Островку», увеличилось на 60% и 50% соответственно. Общее число объектов размещения, подключенных к «Островку», составило более 100 000 объектов, из них объекты в России насчитывают более 82 000.
Активнее всего в онлайн выходили альтернативные объекты размещения — число таких объектов на «Островке» выросло более чем в полтора раза. Наиболее высокие темпы подключения демонстрируют глэмпинги, число которых выросло в два раза, коттеджи и дома — на 74%, кемпинги — на 68%, апартаменты — на 56%, гостевые дома — на 18%. Также заметный рост предложения отмечается в категории апарт-отелей — на 35% год к году, пятизвездочных гостиниц — на 16%, указывают в компании. Число четырехзвездочных отелей, начавших работу с «Островком», выросло на 8% за год, гостиниц без звезд — на 7%.
«С момента ухода зарубежных платформ прошло уже два года, и, нам кажется, справедливо говорить о том, что объекты сами сознательно активнее переходят в онлайн-каналы, а не вынужденно, как это было в первый год», — объясняют тренд в «Островке». На вопрос, чем это можно объяснить, в компании отвечают, что в первое время после ухода зарубежных платформ многие отельеры, вероятно, «поверили в свои собственные силы и сделали ставку на свои каналы, предположив, что смогут обойтись без ОТА (online travel агентства, агрегаторы предложений отелей, перевозки и других услуг)». «Однако со временем рынок все расставил по местам, и аудитория пересела на российские ОТА — там ищут, сравнивают цены и условия, выбирают по совокупности этих факторов. Не присутствуя в онлайн-каналах, отельер просто упускает потенциальный спрос», — заключают в компании.
Действительно, спустя год после начала «спецоперации»* среди рыночных тенденций, четко проявившихся в 2022 году, эксперты выделяли две ключевых. Первая из них — рост спроса на внутренний туризм. Второй тренд — рост прямых продаж (который был одним из следствий прекращения работы в стране того же Booking.com). «Рост фрагментации рынка в отелях привел не только к перераспределению долей в пользу локальных travel-игроков, но и к росту прямых бронирований на сайтах отелей», — объяснял Forbes директор по продукту «Яндекс Путешествий» Евгений Абрамзон, добавляя, что пока это кажется «временной тенденцией в период неопределенности».
Картина общая
Похоже, популярность прямых продаж была действительно временным явлением: конкуренты в целом согласны с оценками «Островка». «Мы также наблюдаем, что за последний год отельеры и хозяева посуточного жилья стали активно подключаться к ОТА. За год прирост новых объектов на нашем сервисе составил более 50%», — говорит генеральный директор сервиса онлайн-бронирования жилья «Суточно.ру» Юрий Кузнецов. По его словам, сейчас на сервисе представлено свыше 300 000 вариантов для проживания, наибольший рост показали регионы Кавказа, Алтай, Карелия, Краснодарский край, Калининградская область: «Это апартаменты, квартиры, дома, апарт-отели и гостиницы».
Отели и другие объекты размещения продолжают активно выходить на витрины отельных агрегаторов, подтверждают сервисы МТС Travel и Bronevik.com. Так, за 2023 год прирост количества объектов размещения в их базе составил 60%, а на конец июня 2024 года база выросла еще на 42% (к 2023 году), сообщили Forbes в МТС. Активнее всего в онлайн выходят апартаменты и квартиры: только за 2023 год их количество в базе Bronevik.com и МТС Travel выросло на 140%. «По данным опроса отельеров в мае 2024 года, объекты размещения получают с ОТА около 70% онлайн-бронирований», — констатируют в компании.
При этом, по мнению исполнительного директора платформы Bronevik.com Марины Гончаренко, запас роста для OTA еще далеко не исчерпан. Тренд на уберизацию онлайн-бронирований сохранится не только для отелей, но и вообще для туристических услуг — туров, экскурсий, билетных сервисов и т. п., ожидает она. «Для пользователей агрегаторы — это про выбор: широкий ассортимент объектов размещения, географический охват, подробные описания, отзывы гостей, фотографии, дополнительные услуги и тематический контент, — перечисляет Гончаренко. — Также немалую роль играет фактор выгоды». Сегодня многие туристические сервисы предлагают гибкие тарифы и разные виды оплаты, в том числе частями, говорит она. Путешественники, по ее словам, обращают внимание на наличие программ лояльности с кешбэком, возможностью приобрести и повысить статус и тратить вознаграждение на услуги самого сервиса, другие продукты экосистемы или даже за ее пределами.
«А для многих отельеров, особенно владельцев новых объектов, которых сейчас появляется великое множество, OTA — это практически безальтернативный канал коммуникации с гостями. Если они хотят, чтобы о них узнали, им надо быть на OTA», — категорична Гончаренко.
По мнению Юрия Кузнецова, главная причина, по которой российские объекты размещения активно подключаются к онлайн-сервисам, — это их аудитория. «К примеру, «Суточно.ру» пользуются более 10 млн человек. Самостоятельно такую аудиторию охватить и привлечь отельерам и хозяевам просто не под силу. На это нужны большие рекламные бюджеты и ресурсы, — рассуждает он. — Также нужно понимать, что если некоторые отельеры имеют возможность для разработки и сопровождения собственного сайта и мобильного приложения, то у большинства владельцев частного жилья такой возможности нет. А заполняемость через сервисы у многих составляет в среднем 70-90%».
Широка страна
Ограничения на международные поездки россиян и сложности с оплатой услуг за рубежом после начала военных действий на Украине значительно изменили ландшафт рынка онлайн-тревел. По оценке вице-премьера Дмитрия Чернышенко, которую он делал в марте прошлого года, в 2023 году в правительстве ожидали роста внутреннего туристического потока по России до 65 млн человек, что превысило бы допандемийные показатели.
Согласно прогнозу сервиса «Яндекс Путешествия», в 2023 году объем гостиничного рынка России должен был вырасти на 10%, до 785 млрд рублей. Аналитики не исключают, что к 2027 году этот показатель достигнет 1-1,1 трлн рублей. При этом, по данным Росстата, в январе — декабре 2023 года коллективные средства размещения России заработали 821,8 млрд рублей, что на 15% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (714,3 млрд рублей).
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.