Большинство из тех, кто курировал процедуру банкротства, никакого опыта с криптовалютами почти не имели, поэтому первые попытки консолидировать средства порой оборачивались досадными убытками на десятки тысяч долларов. В сентябре 2023 года фонд, оформлявший банкротство FTX, задействовал подразделение по управлению активами фирмы Galaxy Digital Майкла Новограца, чтобы его специалисты помогали разбираться с колоссальным объемом криптовалют. Помощь подразумевала продажу, хеджинг и стейкинг цифровых токенов ― это процесс, который позволяет держателям коинов получать пассивный доход взамен на помощь при валидации осуществляемых в блокчейне транзакций.
Приблизительно треть криптоактивов FTX приходилась на SOL, нативный токен блокчейна Solana, который самым первым освоил Бэнкман-Фрид. Согласно данным Solana Foundation, в период с августа 2020-го по май 2021 года его компании приобрели около 60 млн преимущественно заблокированных SOL. В конце августа 2023-го криптовалюта торговалась на уровне примерно $20 за токен, но к концу года ее курс вырос в пять раз, превысив $100. Казалось, что если FTX быстро обналичит свои сбережения в SOL и других активах, то сможет полностью удовлетворить требования своих клиентов ― по крайней мере, в долларовом выражении на момент запроса (в большинстве случаев с банкротством кредиторы застают такой момент крайне редко).
Единственная загвоздка была в том, что токены у Бэнкмана-Фрида заблокированы, то есть их можно продавать только партиями раз в месяц с 2025-го по 2028 год. Обычно подобные многолетние графики инвестирования означают, что ради компенсации значительного риска, который покупатель берет на себя ввиду волатильности крипторынка, токены приходится выставлять на аукцион по существенной скидке. Тем не менее потенциальная прибыль может быть огромной. И тут появляется трейдинговое подразделение Galaxy Digital, занявшее на этом самом аукционе место покупателя.
Осенью 2023 года перед должником встала непростая задача. Ликвидация токенов SOL на миллиарды долларов быстро дестабилизировала бы и без того волатильный рынок, который только начинал восстанавливаться после спровоцированного крахом FTX хаоса, поэтому, следуя советам Galaxy Asset Management, руководство решило разбить продажу актива на несколько этапов.
Первую партию (25–30 млн токенов) реализовали в конце марта по цене $64 за штуку, то есть скидка по сравнению с тогдашним курсом SOL составила более 60%. Выставленные на аукцион коины выкупил узкий круг фирм, куда входили такие хедж-фонды, как Pantera Capital и Neptune Digital Assets.
По информации осведомленного источника, среди ранее неназванных покупателей также значились Brevan Howard Digital, венчурная фирма Multicoin Capital и Solana Foundation. Последний фонд является некоммерческой организацией из швейцарского Цуга. Изначально его учредили разработчики специального блокчейна, цель которого ― обеспечить развитие и безопасность сети Solana. Просьбы Forbes USA дать для материала комментарий все три организации либо проигнорировали, либо ответили отказом.
Однако в числе участников первого аукциона заблокированного SOL от FTX оказалась и компания Новограца Galaxy Digital. По данным Bloomberg, ее трейдинговое подразделение приобрело токены от имени инвесторов для фонда специального назначения, который привлек около $620 млн, и взимало за управление этими активами комиссию в размере 1%. Если предположить, что фонд Galaxy Digital заплатил за каждый SOL сниженную цену в $64, то в распоряжении у него оказалось 9 687 500 токенов. Компания Pantera Capital, тоже участвовавшая в торгах, учредила похожий фонд для закупки SOL на $250 млн. С нынешними котировками предполагаемая продажа фондом Новограца 9,7 млн токенов обеспечила бы организации потенциальную прибыль в размере $1,03 млрд.
По некоторым данным, на состоявшемся в конце апреля втором аукционе руководство FTX продало 1,8 млн SOL, и успешные ставки регистрировались в диапазоне $95–110 за токен (скидка по сравнению с рыночным курсом составила 15–26%). Согласно информации профильного новостного портала The Block, трейдерское подразделение Galaxy Digital снова привлекло для этого аукциона деньги инвесторов, заявив минимальный порог на уровне $5 млн. Участие приняли и представители Pantera Capital. Ликвидация последней партии SOL завершилась 22 мая, и в торгах участвовали Pantera Capital, а также новоучрежденная криптобиржа Figure Markets. Последняя приобрела 800 000 токенов по $102 за штуку со скидкой 42% от недавней цены на уровне $177. Как насчет потенциальной прибыли со второго аукциона? Судя по нынешним расценкам ― более $130 млн.
Когда всплыли подробности первого аукциона, многочисленных кредиторов и других трейдеров это ошарашило. «Просто получается очень плохо, когда один отдел твоей компании занимается продажей актива, а другой ― его же покупкой», ― рассуждает один осведомленный источник, пожелавший остаться анонимным.
«Это не такая уж и редкость, когда инвестиционный банк участвует в процессе продажи либо ликвидации в нескольких качествах, как произошло в данном случае, ― полагает Роб Хэдик, генеральный партнер в криптоориентированном венчурном фонде Dragonfly. ― При всем этом у любого комитета кредиторов создается негативное впечатление. Серьезными опасениями становятся неравный доступ к информации и подавление стимула к справедливому ценообразованию».
В пресс-службе Galaxy Digital обсуждать подробности продажи токена SOL и рассказывать о фирменном фонде специального назначения отказались, порекомендовав редакции Forbes USA обращаться за комментариями в FTX. Насколько крупную прибыль компания Новограца потенциально может извлечь из реорганизации обанкротившейся криптобиржи ― неясно. Торгующиеся в Торонто акции Galaxy Digital за последние 12 месяцев подорожали на 161%, и сегодня капитализация предприятия достигает $3,6 млрд. Судя по финансовой отчетности фирмы за I квартал (тогда у фонда FTX были выкуплены токены Solana), по состоянию на 31 марта организация держала в спонсируемом ею же фонде Galaxy Digital Crypto Vol активы стоимостью $104,1 млн.
Официальный комитет необеспеченных кредиторов FTX, в котором участвуют бывшие крупные клиенты и маркетмейкеры площадки, согласовал продажу токенов, и пресс-секретарь FTX выступил с заявлением в поддержку двоякой роли Galaxy Digital в реорганизации банкротства: «Суд по делам о банкротстве одобрил условия для назначения Galaxy Asset Management, и по ним проводились проверка и прием возражений от заинтересованных сторон (возражений получено не было), в том числе о возможности Galaxy осуществлять трансакции со своими дочерними предприятиями. Цена, которую за Solana заплатила дочерняя организация Galaxy, была такой же либо превышала цену, уплаченную другими покупателями по всем соответствующим операциям на указанную дату, причем все продажи Solana были одобрены Официальным комитетом необеспеченных кредиторов и Специальным комитетом клиентов из-за пределов США. В соответствии с постановлением суда, передача активов в пользу Galaxy не была сопряжена с конфликтом интересов, и любые заявления об обратном категорически ложны».
Тем не менее некоторые кредиторы и клиенты FTX крайне недовольны. Послушать, например, Сунила Кавури, бывшего британского клиента криптобиржи, который инвестировал через платформу больше $2 млн и состоит в негласном «Специальном комитете клиентов», объединяющем более чем тысячу бывших пользователей FTX.com. «По-моему, [те, кто курирует процедуру банкротства,] свели на нет более $10 млрд. Гораздо больше, чем нам изначально обошелся Сэм Бэнкман-Фрид, ― поясняет вкладчик. ― И главной статьей затрат была Solana».
Перевод Антона Бундина