К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Угнала тебя, угнала: всего 9% компаний подключили двухфакторную аутентификацию

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg /Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg /Getty Images
У администраторов доменов всего 9% крупнейших компаний России действует двухфакторная аутентификация, и 68% из них в качестве второго фактора используют самый простой — SMS, свидетельствуют данные регистратора Ru-Center. По словам экспертов, это тревожная статистика: в условиях растущих киберугроз такая беспечность чревата не только взломом или «угоном» домена, но и захватом злоумышленниками ключевой IT-инфраструктуры, что повлечет за собой немалые расходы для устранения последствий

Беспечные админы

«Взлом или «угон» домена — реальная угроза большого масштаба, при этом часто упускаемая из виду. Далеко не в каждой корпоративной модели угроз мы найдем этот риск. Ежедневно мы фиксируем множество попыток автоподбора паролей и регулярно имеем дело с попытками проведения критических операций с доменами по подложным документам», — рассказала в ходе своего выступления 27 мая на Российском интернет-форуме Марина Брик, директор по продукту доменного бизнеса Ru-Center (вместе с хостинг-провайдерами «Рег.ру» и SpaceWeb входит в группу компаний «Рунити»).

По ее словам, такая ситуация послужила причиной взглянуть на то, насколько пользователи доменных и хостинговых услуг обращают внимание на безопасность своих активов. «Первым делом мы рассматривали крупный бизнес, так как, казалось бы, чем крупнее компания, тем больше угроз, квалифицированнее команда кибербеза и выше цена ошибки, — рассуждает она. — Мы взяли топ-5000 по выручке крупнейших компаний из сервиса «РБК Компании», из них 2202 компании базируются в Ru-Center. Это 44%. Если бы мы вычли из топа офлайн-компании, то было бы вообще большинство. Такая доля вполне может дать репрезентативную картину для всей совокупности».

В итоге, проанализировав методы защиты доменов, специалисты выяснили, что всего 9% компаний подключили двухфакторную аутентификацию, из них 68% используют в качестве второго фактора самый простой — SMS. 32% используют токен. 5% подключили запрет на восстановление пароля онлайн и всего 3% запретили операции с других IP, кроме внутренних. «Статистика очень тревожная, особенно с учетом того, что мы говорим о бесплатном для клиента шаге. Все, что нужно сделать тут со стороны пользователя, — нажать несколько кнопок», — говорит Брик.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

«Это открывает злоумышленникам двери к корпоративным секретам»

«Угон» домена — сложная операция: чтобы его передать другому лицу, необходимо подтверждение этого действия как минимум через почту. В таких ситуациях может помочь и поддержка регистратора: он имеет право аннулировать передачу прав, если исходный владелец подтвердит, что операцию совершил не он, — не склонен драматизировать генеральный директор хостинг-провайдера RUVDS Никита Цаплин. — В случае «угона» основной риск в том, что злоумышленник сможет навредить настройкам DNS или хостингу сайта, если компания это использует. Также взломщик сможет узнать, кому принадлежит домен, если изначально эти данные были скрыты». По его мнению, восстановление в правах потребует времени, но если у компании есть бэкап, то особых проблем не возникнет — «все обойдется простоем и репутационными издержками».

Однако, возражает директор Координационного центра доменов .RU/.РФ Андрей Воробьев, дело не в том, что взлом панели управления доменом позволит «увести» имя, которое нередко является одним из самых ценных активов компании: «Возможность редактирования записи домена позволяет «легким движением руки» захватить ключевую IT-инфраструктуру». Например, продолжает Воробьев, поменяв адрес почтового сервера, злоумышленники смогут перехватывать входящую и исходящую почту, а также отправлять собственные письма с любого адреса в этом домене. «Кроме того, замена адреса сайта дает возможность перенаправить его пользователей на фишинговую копию сайта и собрать их данные и деньги. Наконец, манипулируя именами в домене, можно создать поддельные точки доступа в корпоративную сеть и собирать уже данные самих сотрудников, чтобы впоследствии с ними войти внутрь», — перечисляет он. Очевидно, что аккаунт у регистратора является важной «точкой входа» в инфраструктуру компании и она требует максимальной защиты, резюмирует Воробьев.

 

Низкий процент подключенных компаний говорит о том, что значительная доля предприятий уязвима к атакам на учетные данные сотрудников, говорит технический директор МТС RED Денис Макрушин. «Слабые пароли, утекшие данные учетных записей, неправильная парольная политика и управление правами доступа к ценным данным — все это открывает злоумышленникам двери к корпоративным секретам», — продолжает он. При этом доставка второго фактора по SMS имеет свои риски, добавляет Макрушин: помимо небезопасного протокола SS7, есть риск, что, скомпрометировав мобильное устройство жертвы, злоумышленник может получить доступ ко всем входящим SMS-сообщениям. «По этой причине двухфакторная аутентификация, в ходе которой код генерируется на устройстве пользователя, является наиболее надежным методом. Хотя наличие любой мультифакторной аутентификации уже значительным образом снижает риски компрометации учетной записи», — говорит он.

Руководитель направления security EdgeЦентр Максим Большаков согласен с коллегами: риски весьма серьезны и могут иметь «катастрофические последствия» для компании. «Утечка данных может привести к потере репутации, штрафам за несоблюдение нормативных требований и судебным искам. Фишинговые атаки и взлом учетных записей — дать злоумышленникам доступ к конфиденциальной информации, финансовым ресурсам и операционным системам компании. Устаревшие системы безопасности и отсутствие контроля доступа — сделать компании более уязвимыми для этих атак», — говорит Большаков.

Кража домена чревата для компании репутационными рисками, а также финансовыми потерями, так как, пока домен не будет возвращен, связанные с ним ресурсы (например, сайт компании или корпоративная почта) будут недоступны, размышляет руководитель отдела анализа защищенности Solar JSOC ГК «Солар» Александр Колесов. Кроме того, злоумышленники могут выбрать путь шантажа и потребовать выкуп за украденный домен, говорит он. «При этом не стоит забывать, что есть похожий вид атак, связанный с истекающим сроком действия доменного имени, — обращает внимание Колесов. — Если компания забыла вовремя оплатить доменное имя и оно ушло на рынок, то злоумышленник может воспользоваться моментом и выкупить его на себя, а дальше использовать примерно в похожих атаках. Такой вариант — далеко не редкость даже для крупных компаний».

 

Киберугрозы — примета эпохи

Количество кибератак на российские организации заметно растет, констатируют специалисты по информбезопасности. Так, в 2023 году центр мониторинга и реагирования на кибератаки МТС RED SOC выявил более 50 000 инцидентов — на 43% больше, чем за 2022-й. Во второй половине прошлого года хакеры атаковали российские компании на 58% чаще, чем в первой. Хотя этот тренд сохраняется на протяжении нескольких лет, в прошлом году прирост атак замедлился по сравнению с 2022 годом, когда во втором полугодии фиксировалось почти двукратное увеличение числа инцидентов.

По данным разработчика технологий для борьбы с киберпреступлениями F.A.С.С.T., основными киберугрозами для российского бизнеса в 2023 году стали программы-вымогатели, утечки данных и фишинг. Количество атак с целью получения выкупа выросло на 160%, средний размер требуемой суммы достиг 53 млн рублей.

Количество политически мотивированных атак с целью шпионажа или кибердиверсий выросло за год на 116%. Чаще всего хакеры атаковали госучреждения и компании, связанные с критически важной инфраструктурой или военно-промышленным комплексом. Для получения доступа в корпоративные сети использовалась чаще всего компрометация служб удаленного доступа, в основном RDP и VPN, а также фишинговые рассылки.

Актуальными киберугрозами для России остаются утечки — в этом году на андеграундных форумах и в тематических Telegram-каналах было опубликовано 246 баз данных российских компаний (311 — в 2022 году), сообщали в F.A.С.С.T. ранее. Большинство похищенных баз данных преступники выкладывали в публичный доступ бесплатно для нанесения наибольшего ущерба компаниям и их клиентам.

Кроме того, в 2023 году аналитики F.A.C.C.T. обнаружили 29 221 фишинговый домен (в 2022-м — около 20 000). При этом наблюдался их массовый «исход» с российских хостинг-провайдеров на серверы в Нидерландах и США: доля мошеннических ресурсов, которые размещались у хостеров в России, сократилась с 73% до 41%. 17 315 фишинговых сайтов было связано с оплатой фейковой доставки несуществующих товаров. Также вредоносные письма рассылались под видом зашифрованного архива с итогами фейкового тендера, поддельных повесток, писем от следователей.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+