К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Заместителей отряд: рынок инфраструктурного ПО превысил 100 млрд рублей в 2023 году

Фото Getty Images
Фото Getty Images
После заметного сокращения в 2022 году рынок инфраструктурного ПО в России по итогам прошлого года ощутимо прибавил в размерах, показав рост на 31% и превысив 100 млрд рублей, говорится в обзоре аналитиков Strategy Partners. Доля отечественных вендоров в сегменте превысила 50%. Во многом таким показателям способствует госполитика и поддержка отечественного софта, а также изменение отношения заказчиков к российским аналогам ушедших вендоров, констатируют эксперты и участники рынка

Пересесть на отечественного производителя

Сегмент инфраструктурного софта в России в 2023 году вырос почти на треть, до 101 млрд рублей (+31% после обвала по итогам 2022-го), но по-прежнему не достиг уровня 2021 года — тогда он составил 132 млрд рублей, следует из подготовленного консалтинговой компанией Strategy Partners отчета, с которым ознакомился Forbes. Согласно наблюдениям аналитиков, в 2022 году рынок по всем сегментам инфраструктурного ПО кратно сократил потребление иностранных решений, заместив их доступными российскими аналогами, а в 2023 году совокупная выручка российских вендоров и вовсе превысила выручку иностранных компаний.

В рынок инфраструктурного ПО входят следующие сегменты: операционные системы, системы управления базами данных, резервного копирования, администрирования инфраструктуры, решения для виртуализации, управления мобильностью предприятия, почтовые решения, биллинговые системы. К 2030 году российское инфраструктурное ПО займет более 90% в годовом объеме продаж на внутреннем рынке, указано в отчете. Для сравнения: по итогам 2023 года пропорция выглядела как 52% на 48% в пользу отечественного софта. При этом темпы импортозамещения замедлятся после 2026 года.

«С 2022 года свыше 200 зарубежных технологических компаний покинули российский IT-рынок или приостановили деятельность на нем (Oracle, Microsoft, Cisco, Dell, Huawei, Lenovo, RedHat, VMware, SAP, Salesforce, SAS, Tableau, Atlassian, FortNet, Check Point и др. — Forbes). Пришло понимание невозможности возврата западных вендоров в ближайшей перспективе, при этом параллельный импорт усложняется. После ухода иностранных поставщиков большинство российских компаний столкнулось с проблемами в обслуживании IT-систем», — рассуждает партнер практики «Машиностроение и технологии» Strategy Partners Александр Постников.

 

Возвращение зарубежных игроков в перспективе ближайших нескольких лет маловероятно и спрос на российские решения будет по-прежнему расти, продолжает Постников. При этом, по его словам, выход на российский рынок иностранных продуктов из дружественных стран и достижение ими существенной доли маловероятны из-за регуляторных барьеров, риска вторичных санкций для иностранных компаний и сохранения тенденции к импортозамещению.

Есть и сдерживающие рынок факторы. К примеру, на сроках внедрения российских решений сказываются ресурсные ограничения многих заказчиков, проявившиеся в 2023 году (бюджетные ограничения и людские ресурсы), а рост качества и количества российских продуктов в ряде сегментов вызывает ситуацию «множественного выбора» — заказчики выбирают из большого количества продуктов, что также замедляет процесс принятия решений, говорится в документе.

 

Хроники переходного периода

Помимо краткого обзора каждого сегмента рынка, аналитики подмечают тенденции, которые сопровождают его рост. Первая из них заключается в том, что переход на российские аналоги ПО будет продолжаться в ближайшие несколько лет. Этому и формированию технологического суверенитета способствуют рост спроса на российское ПО со стороны частного бизнеса и регуляторные факторы, в том числе полный запрет на закупку иностранного ПО для применения на объектах КИИ (критической информационной инфраструктуры) с 31 марта 2022 года, а также требование 100%-ного импортозамещения ПО в сфере КИИ к 2025 году. Среди ограничивающих факторов в Strategy Partners указывают относительную дороговизну перехода на российские решения по сравнению с продолжением использования иностранных альтернатив благодаря параллельному импорту и пиратству, необходимость быстрой замены зарубежных решений. Кроме того, есть сложности с совместимостью продуктов от разных российских вендоров, покупкой IT-оборудования и его удорожание.

По мнению экспертов, ключевую роль в развитии рынка играет государство. Именно оно в том числе выступает здесь в качестве главного инвестора (в частности, за 2023 год в отечественные решения было вложено 300 млрд рублей), делая также налоговые и кредитные послабления для IT-компаний и усиливая требования к инфраструктуре и информбезопасности (ИБ). Госструктуры и госкорпорации в то же время все еще преобладают среди заказчиков и покупателей ПО. Кроме того, сохраняется тренд перехода от импортозамещения отдельных продуктов к формированию комплексных платформенных решений и экосистем из совместимых друг с другом программных продуктов и решений. Помимо IT-гигантов («Яндекс», «Сбер», МТС), в экосистемном направлении развиваются в том числе разработчики инфраструктурного ПО — «Группа Астра», «Ред Софт», приводят пример аналитики.

Примечательно также, что государство стимулирует выход IT-компаний на рынок публичного капитала. В 2023–2024 годах целый ряд компаний уже вышел («Группа Астра», «Диасофт», «Делимобиль») или планирует выход на биржу (Selectel, Arenadata , SkyEng, «ИКС Холдинг», IVA Technologies, ГК «Элемент»). Действительно, многие игроки привлекают инвестиции через инструменты финансового рынка, который «становится инструментом, способным предоставить бизнесу необходимый ресурс для развития и создания новых технологий», указывают аналитики, добавляя, что ЦБ и Минцифры готовят меры по упрощению выхода на IPO IT-компаний. Среди них — компенсация издержек на подготовку к IPO, продление налоговых льгот на прирост капитала для инвестора, а также планы разрешить НПФ покупать акции IT-компаний в ходе IPO.

 

Другой немаловажной тенденцией в Strategy Partners называют «переход от информационной безопасности к кибербезопасности». «В нашем понимании кибербезопасность шире инфобеза и включает в себя и безопасность данных и систем, и устойчивость производственных и бизнес-процессов, и физическую безопасность объектов и активов на основе цифровых технологий, — объясняет Александр Постников. — ИБ обычно включает в себя только данные и системы».

В число факторов, стимулирующих здесь развитие рынка, входят обеспечение качественно нового уровня ИБ («отказ от поиска технических проблем и переориентация на критически важные процессы и недопустимые для бизнеса события, которые не должны происходить вследствие кибератак»), государственные требования к использованию отечественного ПО в сфере ИБ, повышение потребности в услугах для ИБ на фоне участившихся кибератак на ресурсы российских организаций, уязвимость IT-инфраструктур к кибератакам. Аналитики приводят оценки коллег из ЦСР, согласно которым рынок ИБ в России в 2023 году вырос на 35%, до 252 млрд рублей, а за период 2022–2027 годов он будет расти в среднем на 24% в год, достигнув 559 млрд рублей к 2027 году.

Обстановку на рынке труда в IT-сфере в Strategy Partners характеризуют как «дисбаланс» и «переходный период»: «На текущий момент ситуация в целом стабилизировалась, но есть спрос на опытных специалистов, на рынке избыток молодых кадров без опыта. Дефицит айтишников был сформирован по итогам 2022 года и двух волн релокации, однако значительная часть специалистов вернулась в Россию в 2023 году. По итогам 2023 года численность сотрудников отрасли выросла на 13%». При этом кратно вырос спрос на специалистов ИБ и техподдержки.

Сила инерции

Какими бы значительными ни были усилия властей и участников российского рынка, доля иностранных продуктов до сих пор остается весьма существенной, констатируют эксперты. Генеральный директор компании «Базис» Давид Мартиросов оценивает ее в «50–60% у крупного бизнеса и 20–30% у госкомпаний». Сложности миграции, по его мнению, связаны с техническими и психологическими аспектами перехода с уже установленных решений на новые и незнакомые. «Западные вендоры за многие годы создали полноценные экосистемы обучения, сертификации персонала и технической поддержки, что делает их решения привлекательными для пользователей. Однако разрыв между западными и отечественными продуктами сокращается, а вложения в развитие российских платформ постоянно увеличиваются», — говорит он, добавляя, что «Базис», например, в среднем ежегодно вкладывает около 1 млрд рублей в свою экосистему.

В числе сдерживающих рост рынка факторов Мартиросов называет нехватку специалистов для разработки и внедрения инфраструктурного ПО и инертность рынка: «Многие компании продолжают, несмотря на сложности с лицензиями и поддержкой, пользоваться иностранными решениями». Однако большинство компаний понимает, что использование иностранных продуктов сегодня — путь в никуда, возражает генеральный директор «Группы Arenadata» Максим Пустовой: «Без должного развития они технологически устаревают, без адекватной техподдержки пользоваться ими неудобно».

 

По словам Пустового, то, как заказчики стали относиться к российскому софту, — «самое главное изменение рынка». «Еще совсем недавно он был для них продуктом второго выбора. Теперь же ситуация в корне другая. Например, в сегменте систем управления и обработки данных за последние пять-семь лет многие российские разработчики значительно улучшили свои продукты. Уже сегодня существуют решения, способные непосредственно конкурировать с западными аналогами», — размышляет он. Этот тренд, считает Пустовой, будет только усиливаться в ближайшие годы, что свидетельствует о перспективах развития отечественной IT-индустрии.

«Еще год-полтора назад некоторые компании не спешили со стартом программ импортозамещения, поиском аналогов на российском рынке и предпочитали переждать — на случай, если зарубежные поставщики вернутся, — согласен технический директор «Группы Астра» Антон Шмаков. — Сейчас мы видим совершенно иную картину». Рассуждая о перспективных направлениях развития, он называет в первую очередь облачный бизнес: «Анализируя опыт мировых вендоров, мы понимаем, что облако будет следующей волной роста после импортозамещения, оно будет расти гораздо быстрее». Давид Мартиросов добавляет, что растет запрос на «геораспределенные и катастрофоустойчивые платформы, гиперконвергентную инфраструктуру и переход на микросервисную архитектуру».

Вопреки распространенному мнению, драйвером рынка является не только импортозамещение, хотя его волна и будет продолжаться еще несколько лет, рассуждает Максим Пустовой: «У любой компании ежедневно увеличивается объем накапливаемых данных. Поэтому растет и популярность работы с ними, желание извлекать из них пользу». Среди трендов он ожидаемо называет развитие продуктов по работе с данными на основе искусственного интеллекта, больших языковых моделей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+