К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ни дать ни взять: бизнес не хочет делиться с государством данными

Фото Peter Macdiarmid / Getty Images for Somerset House
Фото Peter Macdiarmid / Getty Images for Somerset House
Бизнес не хочет бесплатно и в неограниченном объеме отдавать государству персональные данные своих клиентов. Об этом говорится в письме Ассоциации больших данных в Госдуму и управделами президента. Ассоциация предложила свою версию законопроекта, регулирующего рынок обезличенных данных, который готовится ко второму чтению. Данные предлагается у бизнеса покупать и то, только в обезличенной форме. Эксперты считают, что это резонное предложение, ведь информация о клиентах — это «новая нефть» любого бизнеса

Доступ без ограничений

Ассоциация больших данных (АБД, в нее входят «Яндекс», VK, Сбербанк, Газпромбанк, Тинькофф Банк, «Мегафон», «Ростелеком», Qiwi, билайн, МТС, Фонд «Сколково», ВТБ, Avito и др.) разработала свой вариант законопроекта, регулирующего обезличенные персональные данные. Эта версия была направлена 15 марта главе комитета Госдумы по информационной политике Александру Хинштейну и начальнику управления президента по развитию информационно-коммуникационных технологий Татьяны Матвеевой (копии писем есть в распоряжении Forbes).

Регулирующий обезличенные данные законопроект сейчас готовится ко второму чтению. Первая версия инициативы была принята в первом чтении еще в 2021 году, в ней кратко была оговорена возможность бизнеса заручиться согласием клиента на обработку его персональных данных для последующего использования их в уже обезличенном виде. Это дало бы бизнесу возможность обмениваться агрегированной и лишенной идентификаторов информацией друг с другом и достигать благодаря этому новых экономических эффектов, запускать новые сервисы, говорили  эксперты.

Однако в июле 2023 года Минцифры подготовило новую версию законопроекта, согласно которой бизнес по требованию государства будет предоставлять имеющиеся у него персональные данные в соответствующую государственную информационную систему (ГИС) для обезличивания и формирования дата-сетов. Доступ к этим дата-сетам первые три года будут иметь только госорганы и подведомственные им организации, а после — уже все остальные, кого одобрит правительственная комиссия. Бизнес неоднократно критиковал эту инициативу, отмечая, что законопроект предусматривает фактическое изъятие персональных данных, собранных коммерческими компаниями. К тому же ГИС для больших данных может стать одной из самых дорогих в истории России.

 

Бизнес-подход

В версии АБД отечественные разработчики решений на основе ИИ смогут бесплатно получить доступ к данным, содержащимся в государственных информационных системах (ГИС). Сбором государственных данных и формированием дата-сетов из них займется ГИС Минцифры.

В инициативе АБД указано, что государство будет иметь возможность бесплатно запрашивать у бизнеса обезличенные данные, но только для решения своих задач по обеспечению безопасности, защиты от эпидемий и чрезвычайных ситуаций. Во всех остальных случаях государство будет платить бизнесу за подготовленные обезличенные дата-сеты, которые не сможет передавать третьим лицам. 

 

В своей версии законопроекта ассоциация предлагает также вернуть в законопроект определение обезличенных данных и возможность их использования без разрешения субъекта персональных данных. Эти пункты позволяют обеспечить оборот обезличенных персональных данных в России, ранее они были выкинуты Минцифрами при многочисленных редакциях законопроекта.

В АБД считают, что принятие законопроекта в такой версии будет способствовать созданию благоприятных условий для отечественных разработчиков ИИ, потому что обезличенные персональные данные — наиболее ценные с точки зрения создания алгоритмов машинного обучения.

Председатель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн подтвердил Forbes, что письмо АБД было получено и добавил, что предложения изучаются. «Сейчас мы готовим законопроект ко второму чтению. Предложение о том, чтобы государство платило за передачу больших данных, мы не поддерживаем и считаем противоречащей концепции законопроекта», — рассказал он.

 

В пресс-службе Банка России отметили, что поддерживают инициативы по совершенствованию законодательства о персональных данных и считают важным определять нормы регулирования в диалоге с участниками рынка.

Первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова подчеркнула важность принятия законопроекта, регулирующего обезличенные данные в рамках выступления на конференции Data Fusion 17 апреля. Она отметила, что без этого регулирования ИИ не может работать, добавив, что речь идет не только о данных бизнеса, но и о ГИС.

В пресс-службе управделами президента не ответили на запрос Forbes.

Новая нефть

Крупные компании, например, операторы связи или банки обладают большим объемом информации о своих клиентах, при этом они берут на себя ответственность за сохранность этих данных и тратят ресурсы на их защиту, отметил генеральный директор Института исследований интернета Карен Казарян. Они могут использовать данные для создания новых услуг и продуктов, обработав их с помощью технологий машинного обучения, добавил он. Поэтому данные представляют коммерческую ценность и являются конкурентным преимуществом, пояснил эксперт.

По словам Карена Казаряна, между органами власти всех уровней и бизнесом есть механизмы обмена данными. Бизнес передает информацию государству для выполнения им функций госуправления и сбора статистики, напомнил он. «Другое дело, что в законопроекте Минцифры цели сбора данных бизнеса не определены, не ограничены», — отметил эксперт. Государство уже имеет практику приобретения данных у бизнеса, пояснил Карен Казарян. Например, департамент транспорта Москвы закупает обезличенные и агрегированные данные у мобильных операторов, чтобы анализировать пассажиропоток.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Для крупного бизнеса информация давно стала «новой нефтью», на которой зарабатывается капитал, поэтому возможность продажи государству больших данных представителями бизнеса приветствуется, отметила директор юридического департамента DRC Ольга Захарова.

По мнению преподавателя образовательной платформы Moscow Digital School Александры Орехович, предложения АБД логичны. «Бизнес собирает данные, систематизирует их, естественно используя ощутимый финансовый ресурс. Справедливо ограничить перечень случаев, при которых он будет бесплатно отдавать государству массивы систематизированных и обезличенных за свой счет персональных данных», — пояснила она.

«АДБ предложено также предоставлять компаниям-разработчикам ИИ доступ к накопленным в государственных информационных системах массивам обезличенных данных. Подобные нормы уже действуют в зарубежной практике (США, ЕС) и являются логичным следствием государственной политики, направленной на развитие ИИ. Данные, накопленные государством, представляют значительную ценность прежде всего ввиду значительного охвата аудитории. Обеспечение такого доступа — крайне необходимый шаг в повышении темпов развития и качества систем искусственного интеллекта», — уверена Александра Орехович.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+