К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Софт отечества: как восстанавливается рынок отечественного ПО для бизнеса

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Российские софтверные компании и дистрибьюторы говорят о восстановлении рынка корпоративного ПО после ухода зарубежных вендоров в 2022 году. У них есть деньги под большие проекты, основанные уже на отечественных программных продуктах, средний чек растет. Однако рост рынка затрудняет неповоротливость крупных заказчиков, у которых время принятия решений о переходе на отечественный софт занимает один-два года

Фантастические цифры

Продажи отечественного софта для корпоративных клиентов у IT-дистрибьютора «Марвел-Дистрибуция» в 2023 году увеличились на 49%, рассказали Forbes в компании. Если сравнивать продажи прошлого года с 2021-м, когда в портфеле компании присутствовали продукты крупных западных вендоров (Oracle, Microsoft, Commvault, Micro Focus, UiPath), то рост составил 6%, уточнили  в компании. Больше всего в прошлом году продавались решения из области виртуализации, системы управления базами данных (СУБД), офисные пакеты и операционные системы, отметили в «Марвел-Дистрибуции». В компании ожидают роста спроса на отечественный софт в этом году в районе 30–35%. «Динамика продаж показывает, что софтверный рынок восстанавливается хорошими темпами. У российских компаний есть деньги под большие проекты, основанные уже на отечественных программных продуктах», — считают в компании.

«Сейчас проект среднего уровня на российском софте стоит 50–60 млн рублей. До 2022 года такие цифры были фантастическими, так как при наличии западного софта проекты на отечественном ПО за 50–60 млн рублей были в сегменте выше среднего. В 2023 году на рынке появились действительно большие проекты (на сотни миллионов рублей), которые по своим объемам не уступают тем, что раньше реализовывались с зарубежными вендорами — Microsoft, Oracle и другими», — рассказали в «Марвел-Дистрибуции».

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Финансовый директор разработчика софта IT-компании «Флант» Юлия Сотова отметила, что динамика роста рынка отечественного софта для бизнеса высокая. «В нашей компании только в IV квартале 2023 года к аналогичному периоду 2022 года объем продаж лицензий на софт вырос более чем в пять раз», — добавила она. При этом Сотова отметила, что, несмотря на высокий спрос на отечественный софт, время принятия решений крупными клиентами занимает один-два года.

 

По словам директора Ideco Дмитрия Хомутова, у компании продажи отечественного софта для корпоративного сегмента в 2023 году выросли в два раза: «Сейчас идет активное внедрение отечественных продуктов в рабочие процессы. На это так или иначе повлиял указ президента, обязывающий компании перейти на российский софт до 1 января 2025 года».

«Основными потребителями российского ПО сегодня по большей части являются государственные организации и владельцы объектов критической информационной инфраструктуры, которые обязаны на 100% завершить переход на отечественный софт до 1 января 2025 года», — пояснил генеральный директор «МойОфис» Павел Калякин. 

 

Если раньше заказчики боялись переходить на российский софт, не были в нем уверены, то начиная с 2022 года ситуация начала кардинально меняться, считает заместитель генерального директора разработчика систем управления базами данных Postgres Professional Иван Панченко. По его мнению, уход с рынка западных вендоров подорвал их авторитет, сформированный за десятки лет их работы в России. Кроме того, значительно выросло качество российского софта, добавил эксперт. Сейчас же крупные вендоры уже успели разработать и добавить функции, которые просили российские потребители, отметил Иван Панченко.

С низкой точки

В «Марвел-Дистрибуции» отмечают, что сложнее всего импортозаместить узкоспециализированный софт, заточенный под решение какой-нибудь специфической задачи для конкретной индустрии, например системы автоматизированного проектирования (САПР, софт для создания виртуальных моделей изделий).

Коммерческий директор разработчика приложений для бизнеса SL Soft (входит в ГК Softline) Георгий Подбуцкий отметил, что если с базовыми прикладными приложениями (софтом для управления предприятием, продуктами для цифрового документооборота, бизнес-аналитики и др.), которые российские вендоры разрабатывали и раньше, импортозамещение сейчас активно идет, то для целого ряда производственных систем, где безусловно доминировали западные продукты, импортозамещение стартовало с гораздо более низкой точки. Он добавил, что задача импортозамещения индустриального софта решается не только IT-компаниями, но и самими заказчиками, причем последние разрабатывают цифровые продукты не только для себя, но и для рынка. «Мы наблюдаем тенденцию к кооперации крупного IT-бизнеса и компаний, которая реализуется чаще всего в виде консорциумов (именно так организованы индустриальные центры компетенций) или совместных проектов», — рассказал  Георгий Подбуцкий.

 

Если говорить про рынок инфраструктурных сервисов (софт для виртуализации, удаленных рабочих мест, облачных сервисов), то, по оценке директора по развитию бизнеса компании «Базис» Андрея Толокнова, доля иностранного софта сейчас составляет 50–60% у частного бизнеса и 20–30% — у госкомпаний и корпораций. При этом он отметил, что до 2022 года доля зарубежных вендоров достигала 90% в некоторых сегментах рынка. Дело не в том, что этот софт нельзя заменить, уверен он. «Какие-то компании закупили лицензии на зарубежные решения сравнительно недавно и ждут, пока они окупятся, другие еще не завершили пилотные проекты или находятся в процессе переноса инфраструктуры на отечественное ПО — этот процесс у крупной компании вполне может занимать до двух лет», — пояснил Толокнов.

Критическая точка

«Марвел-Дистрибуция» прогнозирует рост продаж отечественного софта, в том числе за счет крупных проектов. «Если крупные проекты в 2023 году — это только первые ласточки импортозамещения корпоративного софта, которых было пока немного, то в 2024 году мы ожидаем значительного их увеличения. Речь идет о проектах от 200 млн рублей и выше», — добавили в компании. 

Павел Калякин ожидает, что в 2024 году темпы перехода на отечественные решения будут ускорены в связи с выделением бюджетов на импортозамещение российского офисного софта. «На текущий момент основная масса закупок идет по модели постоянных лицензий с трехлетним сроком обновления, поэтому закупать их каждый год не нужно», — добавил Павел Калякин. «Возможно, через год-полтора будет пройдена критическая точка повсеместного использования зарубежного софта, и отечественные решения будут внедрены в ключевые бизнес-процессы российских компаний», — считает Павел Калякин.

Хотя, по мнению Дмитрия Хомутова, полного импортозамещения в сегменте корпоративного софта не стоит ждать в ближайшем будущем. По его оценке, к 2025 году лишь 60% предприятий полноценно откажутся от иностранных решений. «Переориентация на локальные продукты оставшихся 40% компаний может затянуться до 2030 года, и то полного перехода на российские разработки может и не произойти», — пояснил он.

Стремительному развитию рынка российских продуктов способствует стабильная поддержка государства, но чтобы реально стать технологически независимым, IT-вендорам необходимо досконально знать собственные технологии, быть экспертами, в том числе в проектах с исходным кодом, уделять внимание научным исследованиям — одним словом, всесторонне наращивать экспертизу и накапливать знания и опыт, считает технический директор группы «Астра» Антон Шмаков. «С точки зрения функционала российский софт уже смог заменить зарубежный, хотя в плане развития его возможностей предстоит еще много работы. В ближайшие пару лет мы сосредоточимся на закрытии основных задач в стране, а с 2025 года начнется массовый выход отечественных компаний на рынки других стран», — уверен он.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+