К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Разработчик российского аналога Microsoft Office получил убыток в 2023 году


Разработчик софта «МойОфис» — компания «Новые облачные технологии» — снизил выручку на 44% и получил убыток в 2023 году. В компании объяснили ситуацию в том числе снижением темпов импортозамещения в программном обеспечении, эксперты — доступностью решений Microsoft и других зарубежных компаний

Выручка «Новых облачных технологий» (НОТ), компании — разработчика программного обеспечения «МойОфис», снизилась на 43,8% в 2023 году по сравнению с 2022-м, до 1,9 млрд рублей. Об этом пишет РБК со ссылкой на финансовую отчетность НОТ. Компания получила чистый убыток 5,2 млрд рублей против прибыли 386,5 млн рублей в 2022 году. НОТ впервые в 2022 году удалось получить чистую прибыль. Выручка компании увеличилась в 2022 году на 295%, до 3,3 млрд рублей.

НОТ была основана в 2013 году и специализируется на разработке офисных решений. В 2019 году в число ее акционеров вошла «Лаборатория Касперского», став владельцем 29,5%. Спустя год она увеличила долю до 47%, а в начале 2022-го — до 61,05%. Среди продуктов компании — платформы «Документы», «Текст», «Таблица», «Презентация», «Почта», «Календарь», «Контакты», корпоративная почта Mailion и цифровое рабочее пространство Squadus. По состоянию на март 2024 года продуктами НОТ пользовались 11 100 организаций. Представитель НОТ привел несколько причин, которые могут объяснить изменение финансовых показателей компании в худшую сторону: 

  • Во-первых, свою роль сыграло общее снижение темпов импортозамещения офисного софта. Если в 2022 году наблюдался существенный рост, то в 2023-м закупки оказались ниже прогнозных значений (минус 18,1% год к году). 
  • Во-вторых, сказалось отсутствие финансирования на закупку софта у многих государственных и окологосударственных организаций. В 2023 году они делали лишь пилотные проекты по внедрению софта НОТ.
  • В-третьих, многие иностранные производители, в том числе Microsoft, оставили возможность заказчикам продолжать пользоваться и приобретать лицензии. По словам представителя НОТ, многие компании заняли выжидательную позицию, но недавнее уведомление Microsoft о прекращении работы облачных сервисов «станет хорошим напоминанием о необходимости скорейшего импортозамещения».
  • В-четвертых, крупнейшие российские организации предпочитают приобретать трехлетние лицензии, которые не требуется закупать ежегодно.

В НОТ рассчитывают, что в 2024 году бюджеты на импортозамещение офисного программного обеспечения будут выделены. Представитель НОТ отметил, что в первом квартале 2024 года по сравнению с первым кварталом 2023-го объем продаж лицензий «МойОфис» увеличился на 126%. Был двузначный рост в количестве мелких и средних сделок, а также рост среднего чека в сделках, добавил он. Сейчас НОТ диверсифицирует каналы продаж ПО, рассказал заместитель замгендиректора «Ред Софт» Рустам Рустамов. По его словам, коллеги значительно усилили свое присутствие в партнерском канале и активно работают с регионами. Эксперт ожидает от компании позитивной динамики в 2024 году.

 

Основатель НОТ Дмитрий Комиссаров (возглавлял компанию до 2022 года, сейчас — ее миноритарный акционер) в беседе с РБК отметил, что в начале 2023 года предупреждал совет директоров и «Лабораторию Касперского» о возможной потере клиентов и снижении оборота компании до 2 млрд рублей. По словам Комиссарова, в апреле 2023 года он обращал внимание на то, что «компания не приняла меры по удержанию клиентов», а ее расходы выросли с 3 млрд рублей до 7 млрд. Собеседник РБК добавил, что для выхода из текущей ситуации необходимо привлечение стратегического инвестора. Он отметил, что не наблюдает падения на рынке офисного ПО в России. В пример он привел основного конкурента НОТ — компанию Р7, у которой продажи росли.

Представитель Р7 подтвердил рост продаж. Он сообщил, что выручка компании от годовых подписок выросла на 52% в первом квартале 2024 года по сравнению с тем же периодом прошлого года, но абсолютный показатель не назвал. По словам исполнительного директора Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Рената Лашина, в 2022 году был заключен ряд крупных сделок — они удовлетворили первоначальный спрос, ведь многие заказчики «предпочитали приобретать сразу многолетние лицензии». Это могло сказаться на выручке некоторых компаний — разработчиков офисного ПО, считает эксперт. 

 

Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов сказал, что причиной снижения выручки «МойОфис» могла стать как высокая конкуренция на рынке облачных технологий, так и то, что потребители часто продолжают использовать западные решения через облако. Заместитель гендиректора группы компаний «Гарда» Рустэм Хайретдинов отметил, что российский рынок столкнулся с почти неконтролируемым параллельным импортом ПО западных производителей. В офисном софте доля серого импорта на порядок больше, чем в информационной безопасности, где позиция регулятора жестче, оценил он. РБК направил запрос в Минцифры.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+