Гроздья монет: как Uzum стал первым «единорогом» в Узбекистане
Влечение к привлечению
IT-холдинг Uzum привлек более $50 млн в капитал, а также более $50 млн в виде заемных средств, рассказали Forbes в компании. Лид-инвестором выступил фонд FinSight Ventures. Кроме него, в раунде приняли участие управляющая компания из Индии, фокусирующаяся на регионе Персидского залива, Xanara Investment Management и ряд топ-менеджеров Uzum. В FinSight Ventures подтвердили эту информацию. Заем был получен у ряда частных инвесторов, преимущественно из ОАЭ и других стран, для финансирования BNPL-бизнеса (buy now, pay later — «покупай сейчас, плати потом», рассрочка).
По итогам раунда инвесторы получат пакет менее 5%, оценка всего Uzum составила более $1,1 млрд, сообщили в компании. «Учитывая результаты, которые Uzum показал в первый год работы, и огромный потенциал экосистемы, акционеры приняли решение в рамках series A раунда значительно не размывать свои доли владения», — поясняет генеральный директор и основатель Uzum Джасур Джумаев. Сейчас совладельцами компании являются он и его узбекистанские партнеры, имена которых в компании не раскрывают.
Ранее Uzum планировал привлечь раунд на сумму $300 млн. «Мы по-прежнему планируем привлечь около $300 млн в течение этого года, но раунд мы поделили на две части. Это — первая. Вторая часть [будет] уже с участием фондов из стран Ближнего Востока, Великобритании и США», — уточняет Джумаев.
В 2024 году экосистема планирует запустить крупнейший в стране логистический комплекс для онлайн-торговли, его первая очередь составит площадь 112 000 кв. м. Всего же за два года компания планирует нарастить складские мощности более чем до 500 000 кв. м. В течение года Uzum Market намерен увеличить число пунктов выдачи заказов втрое, охватив все населенные пункты страны с населением более 10 000 человек, рассчитывают в компании.
Кроме того, экосистема активно инвестирует в инфраструктуру для создания высоконагруженных IT-сервисов, наем и обучение специалистов. «Все это позволит бизнесу расти в долгосрочной перспективе», — надеется Джумаев. Еще одно направление, куда будут направлены инвестиции, — запуск новых цифровых сервисов для бизнеса и частных пользователей, а также фондирование собственного сервиса рассрочки.
В 2026 году Uzum как первый технологический «единорог» из Узбекистана рассматривает проведение IPO «как логичный и необходимый для дальнейшего развития компании этап», говорит основатель Uzum: «Ситуация на глобальных рынках меняется, поэтому мы рассматриваем все возможности для оптимального привлечения капитала. Один из сценариев — выход на Ташкентскую биржу и/или биржу Абу-Даби с параллельными размещениями на западных рынках».
Супераппаратное решение
Венчурный фонд Finsight Ventures зарегистрировал в 2014 году, только переехав в США, основатель «Финама» Виктор Ремша. Он владеет им в равных долях с Алексеем Гарюновым. Новый фонд стал инвестировать в финтех-проекты по всему миру, например в колумбийский сервис доставки еды Rappi и американский технологический концерн Palantir.
FinSight Ventures инвестирует на различных стадиях (от посевной до поздней), фокусируется на рынках США и Индии. Под управлением фонда находятся активы на сумму более $500 млн. В числе проинвестированных стартапов — Intercom, ThoughtSpot, Automation Anywhere, Toss, GupShup, Razorpay, Rappi, Carta и др. Одна из наиболее крупных сделок фонда — инвестиция в сервис знакомств Bumble: контрольную долю материнской для Bumble компании MagicLab в конце 2019 года купила инвестиционная группа Blackstone Group при оценке в $3 млрд.
«Мы фокусируемся на таких рыночных сегментах, как финтех, b2b SaaS, e-commerce в США и Индии, а также инвестируем в супераппы на развивающихся рынках», — объясняет выбор Uzum управляющий партнер FinSight Ventures Алексей Гарюнов. Uzum, по его словам, уже сегодня стал национальным лидером в ключевых бизнес-вертикалях (финтех и e-commerce) благодаря тому, что сформировал сильные «сетевые эффекты и синергии» между различными вертикалями. «Узбекистан — один из тех рынков, где потребители перешли из оффлайна сразу в мобайл, минуя этап веб-браузера, что делает этот рынок идеальным для создания супераппа, объединяющего банковские, финтех, e-commerce и другие сервисы в экосистему для потребителей и предпринимателей, — рассуждает он. — Мы наблюдали успешный опыт Kaspi.kz в создании супераппа в соседнем Казахстане, Rappi в Латинской Америке и Toss в Южной Корее и уверены, что Uzum, обладая необходимыми талантами, ресурсами и продуктами, повторит этот успех и станет национальным технологическим лидером в Узбекистане».
Что такое Uzum
Сегодня цифровая экосистема Uzum объединяет e-commerce, финтех- и банковские сервисы для физических лиц, малого и среднего бизнеса: маркетплейс Uzum Market, сервис экспресс-доставки Uzum Tezkor, классический (KapitalBank) и цифровой (Uzum Bank) банки, BNPL-сервис Uzum Nasiya, платформу для покупки автомобилей Uzum Auto, а также приложение для предпринимателей. Все компоненты экосистемы сейчас проходят путь интеграции в два супераппа: Uzum для физических лиц и Uzum Business для юридических лиц.
О планах по созданию IT-холдинга Uzum в Узбекистане в марте 2023 года рассказали Борис Добродеев, с 2016 по 2021 год возглавлявший VK (до осени 2021-го — Mail.ru Group), и Джасур Джумаев, они выступили сооснователями компании. Однако в прошлом году Добродеев покинул проект, чтобы, по словам Джумаева, «сосредоточиться на проектах в России»: «Борис внес существенный вклад в создание первого «единорога» в Узбекистане, где пригодился его опыт в создании высокотехнологичных компаний». Сам Борис Добродеев подтвердил Forbes эту информацию, отказавшись от дальнейших комментариев.
В 2023-м, первом полноценном году работы Uzum, ежемесячная аудитория (MAU) экосистемы достигла 10 млн человек, а чистая прибыль — $100 млн, рассказали в компании: «Причем блок розничного банкинга и финтеха Uzum стал одним из лидеров по прибыли в стране, а направление e-commerce по числу пользователей и заказов стало крупнейшей онлайн-платформой в Узбекистане с оборотом около $150 млн».
Оборот маркетплейса Uzum Market и сервиса доставки еды из кафе и ресторанов Uzum Tezkor составил около $150 млн, за год e-commerce- и фудтех-сервисы экосистемы доставили более 10 млн заказов. По данным Uzum, свои товары на платформе продают более 9000 продавцов со всей страны, партнеры сервиса Uzum Tezkor — более 1000 ресторанов, кафе и магазинов. Приложение Uzum Market вошло в топ-3 по числу скачиваний в Узбекистане, уступив только Telegram и Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), — за год приложение маркетплейса скачали более 13,5 млн раз (без учета обновлений и повторных установок). За год, по собственным данным, оборот сервиса вырос более чем в девять раз (декабрь 2023 к декабрю 2024-го).
Около 50% заказов с Uzum Market пользователи оплачивают в рассрочку до 12 месяцев с сервисом от Uzum Nasiya. Всего же в 2023 году узбекистанцы совершили с помощью Uzum Nasiya 1,3 млн покупок.
Сегодня в Uzum работают около 10 000 сотрудников, 1000 из них — разработчики и специалисты, которые связаны с созданием, развитием, поддержкой цифровых продуктов, в том числе часть команды VK и «AliExpress Россия» (маркетплейс в составе VK), а также сотрудники еще ряда российских компаний — Ozon, «Яндекса», Delivery Club и др., рассказывали ранее РБК представители Uzum. «До конца этого года компания планирует нанять еще несколько тысяч сотрудников как в отдел разработки, так и в логистику, пункты выдачи заказов, службу поддержки и другие подразделения», — сообщили Forbes в Uzum.
Экспресс-анализ
Узбекистан — один из лидеров по темпам экономического роста: ВВП страны в прошлом году вырос на 6%, а к 2030 году, согласно стратегии «Узбекистан-2030», он может достичь $160 млрд. Узбекистанский e-commerce — самый быстрорастущий в Центральной Азии, к 2027 году объем этого рынка составит $1,8-2,2 млрд, указывает Джумаев, ссылаясь на оценки KPMG.
«Чем уникален Узбекистан? Это молодое население: более 60% из 36 млн жителей страны младше 30. Активный рост проникновения интернета и числа пользователей смартфонов — к 2026 году их будет около 32 млн. Причем Узбекистан стал первой в СНГ страной, где появился 5G, — перечисляет Джумаев. — По темпам цифровизации государственных сервисов страна также входит в список лидеров — у каждого узбекистанца есть цифровой ID, который позволяет осуществлять интеграции с финтех-сервисами и использовать данные, например, для скоринговых моделей. Огромный потенциал для роста финтеха — так, в 2021 году, по данным Всемирного банка, только 44% узбекистанцев имели банковские счета». Эти факторы, по его словам, в сочетании с господдержкой экономики, в том числе в сферах IT и e-commerce, а также активизации международного сотрудничества делают Узбекистан привлекательным для международных инвесторов».
О планах по строительству новых объектов складской инфраструктуры также заявили несколько крупных зарубежных игроков, поэтому появление в стране магистральной и складской инфраструктуры, развитие «последней мили» — вопрос времени, говорит Джумаев.
Рынок e-commerce Узбекистана привлекает и российских игроков. Так, в феврале 2022 года о начале работы в стране объявила Wildberries, а в мае 2023 года открылся ее первый сортировочный центр: таким образом, компания запустила в стране прямые продажи от местных предпринимателей. Позднее, в ноябре 2023 года, свои продажи в стране начал Ozon: в маркетплейсе заявили, что в 2024 году планируют «развивать собственную логистическую инфраструктуру в Узбекистане, а также сеть брендированных пунктов выдачи заказов».
E-commerce в Узбекистане имеет большой потенциал для роста, убежден коммерческий директор Ozon в Узбекистане Дмитрий Сергеев. В стране с населением 36 млн человек сегодня более 31 млн являются активными пользователями интернета, а проникновение интернет-покупок в розничную торговлю не превышает 2,2%, говорит он. «По прогнозам экспертов, в ближайшие четыре года рынок интернет-торговли вырастет с $311 млн до $2,2 млрд, более чем в шесть раз. При этом доля онлайн-ретейла увеличится с 2,2% до 9-11%, обгонит общий рост розничной торговли более чем в четыре раза, — приводит цифры эксперт. — Мы видим, что спрос на онлайн-покупки постепенно растет. Более 40% населения Узбекистана — это молодые люди в возрасте от 18 до 39 лет. Они готовы пробовать новые каналы и больше предрасположены к онлайн-потреблению. Кроме того, в стране высокая доля мобильного трафика». Одним же из ключевых факторов для развития e-commerce в Узбекистане станет создание и развитие локальной логистической инфраструктуры, в том числе на «последней миле» доставки, согласен с Джумаевым Дмитрий Сергеев.
Uzum планомерно занимает рынок интернет-торговли Узбекистана, констатирует партнер Data Insight Федор Вирин. «С учетом того, что в ретейле Узбекистана отсутствуют крупные в российском понимании игроки (насчитывающие сотни магазинов), у Uzum есть реальный шанс стать крупнейшим ретейлером в стране уже в следующем году. Порог входа в это первое место в ретейле сейчас очень низок: Uzum тратит на это сотни миллионов долларов (что следует сравнить с десятками миллиардов в России, например)», — говорит эксперт. Основные, по его словам, направления инвестиций для компании сейчас — это инфраструктура (логистика, склады), товары (наполнение складов по модели 1Р First-Party: товары, которые принадлежат маркетплейсу и продаются от его имени) «и, конечно, маркетинг».
Проникновение e-commerce в Узбекистане ниже, чем в Казахстане или России, поэтому потенциал роста сектора высокими темпами сохраняется, размышляет директор инвестиционного банка Aspring Capital Алексей Куприянов. При этом уровень благосостояния и развития экономики пока также сильно ниже, чем в России и Казахстане, — локальным игрокам, по его мнению, придется работать с более низким средним чеком. «Помимо Uzum, есть и другие игроки — Zood, Sello, Humans, все они позиционируются как экосистемы. Но у них разное «ядро»: например, в структуре Uzum есть свой банк, а у Humans — MVNO (mobile virtual network operator, виртуальный мобильный оператор, оказывает услуги под своей торговой маркой, но не имеет собственной технической базы. — Forbes), — продолжает Куприянов. — Впрочем, так как рынок быстрорастущий сейчас, то, скорее всего, для всех найдется место. Но так как ведется борьба за долю рынка, то будет выигрывать тот, кто сможет привлечь больше инвестиций в развитие».