К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Заменители с наценкой: как выросла аудитория сервисов доставки товаров из-за рубежа

Фото Михаила Метцеля / ТАСС
Фото Михаила Метцеля / ТАСС
Количество россиян, использующих сервисы доставки брендовых товаров из-за рубежа, выросло на треть в 2023 году, посчитали в Big Data МТС. Львиную долю этого рынка занял CDEK.Shopping, который весь 2023 год расширял свой ассортимент. Впрочем, по словам аналитиков, рынок таких посредников весьма невелик в общем объеме интернет-торговли. Но пока россияне не найдут замену полюбившимся иностранным брендам, ушедшим из России, а маркетплейсы не научатся завозить последние коллекции, спрос на их услуги будет

На замену Asos

Количество пользователей российских сервисов доставки товаров из-за рубежа выросло на треть, посчитали в Big Data МТС, проанализировав обезличенные данные в сервисах доставки. Так, в январе 2024 года пользователей этих сервисов стало больше на 32% по сравнению с январем 2023 года. Лидером рынка с большим отрывом, по подсчетам Big Data МТС, стал CDEK с 66%, на втором месте обосновался Boxberry с 28%. Третью позицию занял USmall с 3,2%. Доли процента остались за такими сервисами, как Brandly, Litemf, PochtaGlobal, Pochtoy, Qwintry, Shipito.

По данным Boxberry, в январе 2024 года количество уникальных пользователей сервиса доставки из-за рубежа увеличилось на 18% по сравнению с январем 2023 года. По некоторым направлениям рост аудитории составил до 27%, например Испания, Германия, добавили в компании, не предоставив, впрочем, абсолютных данных.

За 2023 год количество пользователей платформы «выросло в 3,5 раза», рассказал гендиректор CDEK.Shopping Дмитрий Пивоваров, объяснив это эффектом низкой базы — сервис был запущен в середине 2022 года. По его словам, в 2023 году компания доставила более 150 000 посылок, что в 4,5 раза больше, чем в предыдущем году, а выручка компании за 2023 год составила 3,5 млрд рублей. Такой рост числа заказов он связывает с увеличением предложения на самих площадках, как в категориях товаров, так и в брендах.

 

Brandly, Litemf, PochtaGlobal, Qwintry, Shipito не ответили на запрос Forbes. С Pochtoy связаться не удалось.

Весной 2022 года российский рынок покинуло большинство западных мультибрендовых интернет-магазинов одежды, также множество брендов закрыли свои магазины. Так, британский онлайн-магазин одежды и косметики Asos перестал доставлять товары в Россию 2 марта 2022 года. Тогда же приостановил свою работу в России британско-португальский маркетплейс люксовой одежды Farfetch. Офис Farfetch был закрыт в ноябре того же года, а сотрудники попали под сокращение.

 

Многие ретейлеры и службы доставки после ухода из России иностранных игроков решили начать свой бизнес по доставке  из-за рубежа. К примеру, в апреле 2022 года Boxberry запустила сервис выкупа товаров из интернет-магазинов BXBox, в мае 2022 года логистическая компания СДЭК — онлайн-платформу CDEK.Shopping с витриной, которая позволяет заказывать товары популярных зарубежных брендов из-за рубежа. Тогда же стартовал и сервис по доставке из зарубежных интернет-магазинов Brandly

от Inventive Retail Group.

«Очень нишевый сервис»

Образующийся рынок доставок из-за рубежа директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов называет «логичным развитием логистических сервисов в текущих реалиях». В последние годы многие товары стали недоступны или значительно сократились в ассортименте, констатирует он. «Это вынуждает людей искать различные способы получить необходимую вещь. Мы не можем отметить значительный рост спроса на подобные сервисы, поскольку это все еще довольно дорогостоящая и затратная по времени услуга. Но для многих людей это чуть ли не единственный способ получать дефицитные товары из других стран», — размышляет Кретов.

По словам экспертов, несмотря на растущую аудиторию и ее же интерес к зарубежным товарам, в объеме российской интернет-торговли количество заказов через такие сервисы пока что «ниже статистической погрешности». На общем фоне это «очень нишевый сервис», категоричен коммерческий директор логистического сервиса iQbee Алексей Жуков. «В сегменте одежды интернет-торговли российские производители заместили импортные бренды в основном через маркетплейсы. Предоставить лучшую цену можно лишь при больших масштабах продаж, поэтому цены у таких посредников обычно выше. К тому же и путь товара сложнее, чем у прямых поставок, что также влияет на стоимость», — рассуждает Жуков.

 

Оборот российских интернет-магазинов и маркетплейсов по итогам 2023 года вполне может вырасти на 40%, превысив 8 трлн рублей. Количество выполненных заказов должно достигнуть 4,5 млрд рублей. Такой прогноз по просьбе Forbes делала в декабре специализирующаяся на онлайн-ретейле аналитическая компания Data Insight. Объем рынка в 2022 году аналитики компании оценивали примерно в 5,8 трлн рублей.

Вакуум предложения

После ухода из России в середине 2022 года значительной части иностранных ретейлеров «возник вакуум предложения» из зарубежных магазинов, говорит партнер Data Insight Федор Вирин. «Это не только интернет-магазины, такие как Asos и iHerb, но и продавцы огромного количества известных иностранных брендов, таких как Tommy Hilfiger, Calvin Klein, Dolce & Gabbana. Такие бренды торговали онлайн зачастую не через локальные сайты, а через глобальные интернет-магазины с локализацией цены и условий доставки для каждой конкретной страны. Уход этих площадок привел к тому, что покупки на этих привычных для потребителей сайтах перенеслись на сервисы доставки из зарубежных магазинов», — объясняет он.

Основной рост продаж этих посредников приходится именно на тех пользователей, которые привыкли покупать за рубежом, считает Вирин: «Пока потребители не заменят привычные им бренды другими или не получат более удобного способа приобретения товаров полюбившихся брендов, они будут пользоваться такими посредниками».

Посредники действительно заняли определенную нишу после начала «спецоперации»*, указывает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Однако она весьма небольшая по размеру, если сравнивать ее с закупками с зарубежных маркетплейсов и интернет-магазинов до начала спецоперации или текущими оборотами параллельного импорта российских маркетплейсов — в первую очередь Ozon или Lamoda, — продолжает он. — Именно эти игроки и лидируют в доставке россиянам популярных иностранных брендов, которые ушли из России». К тому же мультикатегорийные маркетплейсы предлагают более выгодные цены, чем сервисы-посредники, хотя и не поставляют самые последние коллекции, заключает он.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+