Роскомнадзор предложил закрыть данные о блокировках сайтов Генпрокуратурой
Роскомнадзор предложил закрыть доступ к информации о требованиях Генпрокуратуры по блокировке сайтов и в целом к сведениям об основаниях для нее. Новые нормы содержатся в обновленном проекте приказа службы, опубликованном для общественного обсуждения. Эксперты отмечают, что данные о блокировках фактически недоступны уже около двух лет
Роскомнадзор предложил закрыть доступ к публичной информации о требованиях Генпрокуратуры по блокировке сайтов в интернете. Об этом говорится в проекте приказа службы, опубликованном на портале нормативных правовых актов (regulation.gov.ru). Из доступа пропадут также в целом сведения об основаниях блокировки, следует из приказа.
Поправки предусматривают изменения в порядок функционирования информационной системы взаимодействия, через которую операторы получают данные о заблокированных сайтах. В новой редакции этих правил исчезнет возможность проверять наличие требований Генпрокуратуры о необходимости удалить запрещенный контент. Из реестровой записи о блокировке по инициативе Генпрокуратуры уберут номер требования. Операторы же смогут не публиковать на страницах-«заглушках» основания блокировки. «Ведомости» обратились с запросом в Роскомнадзор.
Эксперт Артем Козлюк пояснил изданию, что новый проект приказа оформит де-юре то, что происходит де-факто. По его словам, Роскомнадзор с 2022 года не публикует данные о внесении ресурсов в реестр запрещенных по требованию Генпрокуратуры, в том числе сайтов с дискредитацией Вооруженных сил России и призывами к экстремизму. «РКН заменяет это пробелом — «госорган не назван». Это происходит уже 1,5 года», — пояснил эксперт. Указывался только номер и дата принятия решений, а по номеру решения можно было сопоставить, какие блокировки ранее проходили по нему, сказал Козлюк.
Управляющий партнер АБ «Жданов, Койда, Рубальский и партнеры» Олег Койда сказал газете, что информация об основаниях блокировки затрагивает права и свободы владельца сайта. Ограничения в отношении владельцев сайтов и хостинг-провайдеров вызывают сомнения, отметил Койда. Он полагает, что поправки усложнят положение граждан, которые хотят оспорить блокировку, но не сделают обжалование невозможным. По словам собеседника газеты, адвокат может запросить реквизиты и основания блокировки.
По мнению гендиректора Института исследований интернета Карена Казаряна, которое приводит «Коммерсантъ», изменения «еще больше размоют разницу между реестровыми и внереестровыми блокировками» — то есть теми, которые осуществляются по федеральному закону «Об информации», и теми, которые происходят на ТСПУ (технических средствах противодействия угрозам) — оборудовании, устанавливаемом на сетях по закону о «суверенном Рунете». Гендиректор хостинг-провайдера RuVDS Никита Цаплин отметил в беседе с газетой, что поправки «негативно повлияют на прозрачность принятия решений». По новым правилам «придется обращаться в Роскомнадзор, и ответ будет зависеть от него», сказал он.