Росавиация перенесла сертификацию российских беспилотников на 2024 год
Росавиация перенесла сертификацию российских дронов на 2024 год, узнал РБК. Ранее планировалось, что десять типов беспилотников получат документы уже к осени 2023-го. По словам одного из источников, разработчики не готовы предоставлять документацию
Росавиация утвердила новый график сертификации включенных в гражданский госзаказ беспилотников, с которым ознакомился РБК. Согласно плану, большая часть дронов теперь должна получить сертификаты в 2024–2025 годах. Подлинность документа агентству подтвердили источник, близкий к разработчикам, и собеседник в правительстве.
В декабре 2022-го Владимир Путин поручил сертифицировать как минимум 10 типов беспилотников до сентября 2023 года, напоминает РБК. Источники рассказывают, что в сентябре эти сроки продлили до конца года. Собеседник агентства в аппарате правительства заявил, что «проблема заключается в неготовности разработчиков предоставлять документацию». Глава Росавиации Дмитрий Ядров 19 декабря, на одной из сессий форума «Цифровая транспортация», сообщил: «На сегодня у нас имеются 14 заявок на получение сертификата типа от десяти производителей. Основным барьером мы видим высокую стоимость и сроки реализации сертификации».
В то же время замглавы Росавиации Андрей Добряков заявил, что первоначальные планы организаций, выразивших желание заниматься производством беспилотников, «сдвинулись по срокам из-за причин, не зависящих от Росавиации». Он отметил, что эти причины скорее связаны с импортозамещением компонентов дронов, совершенствованием их летно-технических характеристик или коммерческими планами заявителей.
«Ключевая проблема сертификации БАС заключается в абсолютно не приспособленных под беспилотники требованиях Росавиации. В Федеральные авиационные требования по сертификации авиатехники добавили после запятой аббревиатуру БАС и на этом успокоились», — считает эксперт НТИ «Аэронет» Павел Камнев. При этом гендиректор «Агримакс Аэро» Максим Чижов объяснил отсутствие планов по сертификации высокими затратами. «Это более 100 млн рублей по текущей процедуре», — уточнил эксперт.
Согласно плану, всего в госзаказе будет участвовать 24 модели российских беспилотников. Из них только для 14 моделей от шести компаний-изготовителей указан график сертификации, уточняет РБК.
Ранее РБК сообщил, что Государственная транспортная лизинговая компания запустит специализированный маркетплейс по продаже гражданских беспилотников в 2024 году. На маркетплейсе можно будет оформить все сопутствующие документы на дрон: зарегистрировать собственность, оформить полис ОСАГО, поставить беспилотник на учет (все модели с максимальной взлетной массой от 0,15 кг до 30 кг ставятся в России на учет в Росавиации, беспилотники большей массы подлежат регистрации). Тогда источник в Росавиации сообщил, что ведомство рассматривает восемь-девять заявок от российских разработчиков на сертификацию их дронов. Пока в стране есть один такой сертифицированный образец — это «БАС-200» разработки «НЦВ Миль и Камов».