Дублер МКАДа защитят от атак дронов с помощью умных контроллеров на KasperskyOS
Альянс с подсветкой
«Лаборатория Касперского», международная светотехническая корпорация «Боос лайтинг групп» и разработчик платформы интернета вещей «Инспарк» 7 декабря подписали соглашение о сотрудничестве. Церемония подписания прошла в офисе «Лаборатории Касперского» в Москве. Соглашение подписали основатель и генеральный директор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский, руководитель группы компаний «Инспарк» Олег Крупенко и директор по спецпроектам «Боос лайтинг групп» Олег Балуев.
Партнеры создают «технологический альянс по разработке и внедрению интеллектуальных систем умного города нового поколения c «врожденной» безопасностью», следует из пресс-релиза «Лаборатории Касперского», который есть в распоряжении Forbes.
В рамках альянса «Лаборатория Касперского» станет поставщиком операционной системы KasperskyOS для контроллеров и решений «для защиты инфраструктуры умного города». Группа «Инспарк» будет отвечать за разработку контроллеров, а также за создание приложения для мониторинга дорожной инфраструктуры и обработки данных.
«Боос лайтинг групп» займется проектированием «архитектуры взаимодействия приборов освещения и осветительных установок с контроллерами». Также корпорация Георгия Бооса запустит «единый центр мониторинга». Помимо этого, «Боос лайтинг групп» будет производить оборудование, а также применять собственные технологии проектирования освещения.
«Мы создаем новые продукты, и каждый в этот продукт вносит свою технологию. В дальнейшем коммерциализация продуктов будет на основе того, что есть вклад каждой стороны, и при реализации конкретных проектов объем технологического вклада будет учитываться», — сообщил Forbes Олег Крупенко.
«Лаборатория Касперского» много лет занимается вопросами «конструктивной безопасности, то есть кибериммунных систем, которые, как предполагается, необходимо использовать в решениях интернета вещей, а также для защиты индустриальной и критической инфраструктуры», — сказал перед подписанием соглашения основатель и генеральный директор компании Евгений Касперский. «Уже есть продукты на нашей иммунной операционной системе. Это различные индустриальные шлюзы, IoT-шлюзы, тонкий клиент, который уже начал продаваться в Европе. Теперь дело дошло до осветительного оборудования, и вот эти девайсы (показывает на мобильное устройство на KasperskyOS. — Forbes) на подходе», — заявил Евгений Касперский.
Мониторинг дорог
Согласно договоренностям, компании планируют создать программно-аппаратный комплекс. Он объединит освещение автомобильных дорог, улиц, дворов, парков в единую интеллектуальную систему с защитой от всех современных информационных угроз. Созданные альянсом решения могут применяться для сбора данных о движении автомобилей, состоянии дорог, мостов, туннелей, о наличии осадков на определенном участке дороги. «Участники альянса ведут переговоры о пилотном проекте по этому направлению на одной из магистралей Подмосковья и планируют сотрудничество с еще одним партнером из транспортной отрасли», — сообщили в «Лаборатории Касперского» в своем пресс-релизе.
Как пояснил Forbes Олег Балуев, в Подмосковье «Боос лайтинг групп» поставляет светотехническое оборудование для платной дороги «Лыткарино — Томилино — Красково» (входит в дублирующую МКАД Южно-Лыткаринскую автодорогу, завершение строительства планируется в 2026 году. — Forbes). По словам Балуева, в этом проекте также будут задействованы устройства на базе KasperskyOS, которые создаст альянс. Интеллектуальная транспортная система на этом участке будет иметь широкие возможности, утверждает он. «Снегопад, пробки, атака дронов, конечно же, — это все будет [мониториться]», — сказал Олег Балуев. Альянс, по его словам, «будет стремиться» получать выручку «от 100 млрд рублей в год».
«Серьезный» рынок
В «Лаборатории Касперского» увидели перспективы на рынке интернета вещей. По оценке компании, к 2030 году рынок контроллеров в России достигнет около $200 млн, а мировой рынок — $3,5 млрд.
Сегмент IoT-контроллеров — это часть растущего рынка всех IoT-устройств, объем которой ежегодно увеличивается на 17%, рассказал Forbes руководитель направления по развитию бизнеса решений на базе операционной системы «Лаборатории Касперского» Андрей Суворов. «Средний рост этого рынка на ближайшие семь лет подтвержден, и для нас это очень серьезный показатель, чтобы в это инвестировать», — пояснил Суворов.
По его словам, соглашение с партнерами является «стратегическим», но не содержит обязательств по вложению средств. Это связано с тем, что «Лаборатория Касперского» только входит в сегменты интеллектуального освещения и интеллектуальной транспортной системы, поэтому компании требуется «гармонизировать» ее собственный подход к разработке продуктов с подходом, принятым в этой отрасли.
Что думают аналитики
Сегмент умного освещения развивается в России несколько лет и он имеет большой потенциал, полагает генеральный директор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. За счет умного освещения можно оптимизировать расходы на электроэнергию, а также существенно снизить аварийность на дорогах, поясняет он. Судя по планам по выручке альянса, партнеры претендуют на проекты «в масштабах страны», считает Анкилов. Проекты в области умного освещения также разрабатывали «Ростелеком» и «ЭР-Телеком», напоминает он. «У них не обязательно здесь будет конкуренция. Возможности для партнерства с операторами связи здесь есть», — рассуждает Анкилов.
«На нашем рынке автоматизации здоровая конкуренция. Много проектов. Однако у этих ребят есть несколько качеств: воля, защищенные устройства и неплохой послужной список», — комментирует планы альянса директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников. В то же время он считает, что партнеры альянса не смогут в этом сегменте генерировать 100 млрд рублей выручки в год. «Если только в долгой перспективе», — допускает Колесников.
По оценке аналитика, весь рынок интернета вещей в России составляет «немногим больше 500 млрд рублей». Поскольку в энергетике устройства интернета вещей внедряются не в новые мощности, а в ходе «переделки» старых мощностей, в этой отрасли пока нет условий для выручки на заданном партнерами уровне, отмечает он. Весь рынок транспортной телематики составляет 150 млрд рублей, обращает внимание Колесников. «Кроме того, я не верю, что можно одновременно делать и транспорт, и энергетику», — поясняет Колесников. По его словам, можно говорить о потенциале [выручки в 100 млрд рублей в год], но не о том, что три компании в состоянии этот потенциал освоить чисто физически», — добавил он.