Власти одобрили выкуп Softline доли ЕБРР в капитале Московской биржи
В духе времени
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) продал более 5% акций в капитале Московской биржи группе компаний Softline, сообщил Forbes источник, знакомый с деталями переговоров. По его словам, подкомиссия правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России, через которую проходила сделка, «затребовала дисконт к биржевой стоимости». «Дисконт составил 60%, притом что средняя величина — 50%. Помимо этого, взяли exit tax в размере 20%», — рассказал собеседник Forbes.
Информацию о выходе ЕБРР из капитала Московской биржи в пользу Softline и дисконте на сделку подтвердил источник, близкий к одной из сторон. Представители ЕБРР и Softline воздержались от комментариев. Forbes направил запрос в Минфин, который координирует деятельность подкомиссии, и Московской бирже.
ЕБРР вошел в капитал Московской биржи в январе 2012 года. Тогда ЕБРР в совместной сделке с Российским фондом прямых инвестиций приобрели соответственно 6,29% и 1,25% ее акций соответственно.
ЕБРР был крупнейшим иностранным акционером Московской биржи. По данным на 4 апреля 2023 года, ЕБРР принадлежало 120 472 902 акции (5,3%) ПАО «Московская биржа». На 15:00 мск в пятницу, 20 октября, стоимость этого пакета на Московской бирже составила 22,76 млрд рублей. В случае применения 60%-го дисконта цена пакета акций ЕБРР составит 9,1 млрд рублей. А после уплаты «налога на выход» в размере 1,82 млрд рублей ЕБРР сможет получить около 7,28 млрд рублей ($76,3 млн по курсу ЦБ на 20 октября).
Россия присоединилась к ЕБРР в 1992 году. Взнос России в капитал ЕБРР составил €1,2 млрд. В апреле 2022 года совет управляющих ЕБРР в ответ на «спецоперацию»* решил заморозить доступ России к ресурсам банка. ЕБРР закрыл офисы в Москве. При этом Россия остается акционером ЕБРР, сообщается на его сайте.
Еще в мае прошлого года ЕБРР сообщал, что собирается выйти из всех российских активов «как можно скорее». Инвестиции в российские проекты были приостановлены банком еще в 2014 году, вскоре после присоединения Крыма. Как отмечала президент ЕБРР Одиль Рено-Бассо, на момент начала конфликта на Украине у банка было около $1 млрд вложений в активы в России и Белоруссии, которые были полностью зарезервированы, в итоге это привело к рекордным убыткам банка по итогам 2022 года на $1,1 млрд. ЕБРР также был акционером Московского кредитного банка (3,25%) и СПБ Биржи (4,9%).
Собеседник Forbes, знакомый с деталями переговоров, обращает внимание, что условия продажи акций Московской биржи «отражают реалии для иностранных инвесторов с точки зрения ликвидности активов».
«Активы могут быть качественными, растущими, прибыльными, лидерами своих рынков, но в силу регуляторики их продажа сопровождается вот такими [высокими] вычетами, — рассуждает собеседник Forbes. — Это прецедентный показатель: с одной стороны — акции публичной компании, с другой стороны — ЕБРР, не последние люди на горизонте. Они не делали экстренные сделки по продаже активов в прошлом году и все делали организованно, в капитале ЕБРР присутствует и правительство России на сумму около €1 млрд».
«Понятная инвестиция»
Так как Мосбиржа публичная компания, то с учетом требований нормативных активов по выходу иностранных акционеров дисконт к такому активу должен быть не менее 50% от рыночной оценки, отмечает директор инвестиционного банка Aspring Capital Алексей Куприянов. «Но с учетом роста капитализации компании в текущем году он (дисконт), вероятно, существенно выше. В целом выход ЕБРР из Мосбиржи — последовательное сворачивание бизнеса банка в стране», — указывает он.
Решение ЕБРР выйти из капитала Мосбиржи связано с репутационными рисками, вложения в российские активы сейчас считаются на Западе токсичными, рассуждает инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета Сергей Суверов. Для Softline покупка акций Мосбиржи — понятная инвестиция, так как биржа, как и покупатель доли в ней, во многом является IT-компанией, считает он. «К тому же бизнес Мосбиржи растет и приносит дивиденды. Покупка с большим дисконтом к рыночной стоимости также может быть серьезной мотивацией», — заключает Суверов.
Возможность купить акции с существенным дисконтом — это не единственная причина интереса Softline к Московской бирже, полагает кандидат экономических наук, член совета директоров банка SIAB Владимир Кузнецов. «Биржа — практически монопольная структура, вложение в низкорисковый актив. На самом деле биржа — это государственная инфраструктура, надежная инвестиция с одной стороны, а с другой — возможность предложить свои программные и технические наработки для развития бизнеса Московской биржи», — полагает он.
После ухода западных поставщиков программных и аппаратных услуг «открывается очень много перспективных направлений развития бизнеса», а для Softline — это «хорошая возможность как акционеру Московской биржи внедрить свои разработки и технологии и получать от этого дополнительную прибыль», считает Кузнецов. «Очевидно, что какой-то значимый вклад (в финансовые результаты Softline. — Forbes) это должно внести. Участие в крупной государственной инфраструктурной компании дает большие возможности», — заключает он.
Softline с 1995 года была поставщиком продуктов Microsoft, которая в марте 2022 года приостановила продажу товаров и предоставление услуг в России. В 2022 году Softline разделила бизнес на российский и международный. Зарубежный бизнес группы стал развиваться под брендом Noventiq. В апреле 2023 года Softline объявила о решении ее основателя Игоря Боровикова выйти из состава акционеров.
На 30 июня 2023 года ПАО «Софтлайн» получила оборот в размере 30,5 млрд рублей, что соответствовало уровню первого полугодия 2022-го. Оборот от продаж собственных решений, по данным группы, вырос в 2,5 раза, до 5,6 млрд рублей. Чистая прибыль общества составила 9,5 млрд рублей, а чистый долг — 2,6 млрд рублей.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.