К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Обращение на восточный манер: как регулируют оборот данных в Китае

Фото AP / TASS
Фото AP / TASS
Данные — ключевой актив цифровой экономики. Очевидно, оборот любых активов всегда будет объектом пристального внимания властей, которые стремятся выработать правила их регулирования. В попытках оправдать установление этих правил для данных, нередко приводят в пример Китай, где все данные якобы находятся «под колпаком» государства. Директор по стратегическим проектам Института исследований интернета (ИИИ) Ирина Левова и генеральный директор ИИИ Карен Казарян в колонке для Forbes объясняют, почему это не так, и рассказывают о китайской специфике обращения с данными граждан

Зачем государству данные

В современном мире вопрос о доступе государства к коммерческим данным вызывает серьезные дебаты и волну опасений среди предпринимателей и общества в целом.

То, что госорганы могут быть заинтересованы в коммерческих данных для борьбы с мошенничеством и преступностью, сомнений не вызывает — эти меры реализуются посредством хранения данных в системах типа СОРМ (cистема технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий), а также регламентированного сотрудничества компаний с органами безопасности в рамках оперативных мероприятий.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Однако использование данных о гражданах может также способствовать повышению эффективности госуправления. Например, на основе данных о потребительском поведении можно разрабатывать более эффективные программы социальной поддержки или оптимизировать процессы предоставления государственных услуг, информацию о дорожном трафике использовать для планирования инфраструктуры, а данные операторов связи — для борьбы с эпидемиями (например, для мониторинга в режиме изоляции).

 

Но настороженное отношение бизнеса к обмену данными с государством также обоснованно. Это и защита прав пользователей (ведь согласие гражданин давал компании), и опасность утечек, и риск создания государственных сервисов, конкурирующих с коммерческими.

Вместе с тем регуляторные инициативы, направленные на сбор данных с коммерческих компаний, активно обсуждаются, а в пример приводится Китай, где якобы все данные принадлежат государству по умолчанию. Так ли это на самом деле?

 

Цели и задачи

Еще в 2020 году Госсовет Китая провозгласил данные фактором производства, наравне с трудом и капиталом, и с этого момента политика страны в области данных направлена на «активизацию данных как фактора производства». Согласно плану, развитие оборота данных должно идти под четким руководством Партии, дабы предотвратить эксцессы свободного рынка. В декабре 2022 года ЦК КПК и Госсовет Китая опубликовали «20 шагов» — базовый документ по созданию национальной инфраструктуры данных и более эффективному использованию данных как экономического ресурса.

Среди основных положений этого документа:

  • создать нормативно-правовую базу для определения прав собственности и прав на использование общественных, коммерческих и персональных данных. Права на данные разделяются на три категории: право собственности, право обработки и право использования сервисов, основанных на данных;
  • создать нормативно-правовую базу для коммерческого оборота данных, правила торговли данными, национальный стандарт торговли данными, а также создавать биржи данных;
  • стимулировать национальный и иностранный бизнес к участию в трансграничном обмене данными, соблюдая национальное регулирование;
  • разработать безопасные стандарты трансграничной передачи данных для типовых сценариев, таких как электронная коммерция, трансграничные платежи, управление цепочками поставок, аутсорсинг услуг;
  • проводить аудит безопасности обработки данных согласно релевантному законодательству, в том числе в области национальной безопасности;
  • бороться с протекционизмом и гегемонами в области данных, эффективно отвечать на влияние других юрисдикций в области данных.

Биржи на местах

По состоянию на середину 2023 года ни одна из этих задач в КНР не решена в полной мере. Фактически развитие и регулирование рынка данных было отдано на откуп региональных властей, создающих рынок данных через принципиально новый инструмент — коммерческие биржи данных. Требования к таким биржам, стандарты и принципы их работы, даже их количество строго регулируются государством. Вместе с тем, по различным подсчетам, в Китае существует уже около 50 региональных бирж, а единые правила их работы отсутствуют. Более того, объем сделок на биржах незначителен (около $150 млн за пять лет) и значительно уступает «серому» рынку данных (около $20 млрд в год).

 

В отсутствие единых правил роль пилотных проектов взяли на себя крупные региональные биржи, запущенные в 2021–2022 годах, такие как Пекинская, Шанхайская и Шеньженьская. Так, в провинции Гуандун, согласно местному регулированию, в оборот запускаются не только государственные данные, но и данные, полученные компаниями в результате ГЧП (государственно-частное партнерство) или госзакупок. Впрочем, принятый в 2021 году закон о защите персональных данных ввел жесткие требования по наличию согласия на обработку, что зачастую препятствует «опубличиванию» данных даже в рамках правительственных контрактов, так как даже в этом случае необходимо собрать согласие пользователей на передачу их данных государству! А вы говорите, данные принадлежат государству.

Практические вопросы, связанные с технологиями обезличивания данных и конфиденциальных вычислений, также на сегодня не урегулированы. Шанхайская биржа была запущена в конце 2021 года вместе с принятием местного закона о регулировании данных, покрывающего вопросы владения данными, защиты данных, определения общественных данных, правил торговли и надзора. Впрочем, многие части регулирования являются отсылочными нормами, а подробные нормативные акты должны быть опубликованы по результатам работы биржи в течение следующих лет. По состоянию на лето 2023 года не раскрыты ключевые вопросы владения данными, принципы оценки данных и вопросы оборота промышленных данных. На сегодняшний день Шанхайская биржа данных является наиболее крупной в Китае, однако практически все наборы данных представлены государственными учреждениями и компаниями, с государственным участием.

Таким образом, аргумент о том, что в Китае данные принадлежат государству, не корректен. Государственная политика Китая в области данных направлена на создание рынка данных «с китайской спецификой», где принуждаются к продаже данных только госкомпании и бенефициары госконтрактов.

Итог

Может ли опыт Китая быть релевантным для России? Вполне возможно. Но в первую очередь необходимо обеспечить баланс между интересами государства, правами предпринимателей и защитой граждан. Это может включать установление четких правил использования данных, обеспечение конфиденциальности и защиты персональных данных, создание механизмов контроля и ответственности. Для развития экономики данных нужен рынок, а не монополия государства.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+