Обращение на восточный манер: как регулируют оборот данных в Китае
Зачем государству данные
В современном мире вопрос о доступе государства к коммерческим данным вызывает серьезные дебаты и волну опасений среди предпринимателей и общества в целом.
То, что госорганы могут быть заинтересованы в коммерческих данных для борьбы с мошенничеством и преступностью, сомнений не вызывает — эти меры реализуются посредством хранения данных в системах типа СОРМ (cистема технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий), а также регламентированного сотрудничества компаний с органами безопасности в рамках оперативных мероприятий.
Однако использование данных о гражданах может также способствовать повышению эффективности госуправления. Например, на основе данных о потребительском поведении можно разрабатывать более эффективные программы социальной поддержки или оптимизировать процессы предоставления государственных услуг, информацию о дорожном трафике использовать для планирования инфраструктуры, а данные операторов связи — для борьбы с эпидемиями (например, для мониторинга в режиме изоляции).
Но настороженное отношение бизнеса к обмену данными с государством также обоснованно. Это и защита прав пользователей (ведь согласие гражданин давал компании), и опасность утечек, и риск создания государственных сервисов, конкурирующих с коммерческими.
Вместе с тем регуляторные инициативы, направленные на сбор данных с коммерческих компаний, активно обсуждаются, а в пример приводится Китай, где якобы все данные принадлежат государству по умолчанию. Так ли это на самом деле?
Цели и задачи
Еще в 2020 году Госсовет Китая провозгласил данные фактором производства, наравне с трудом и капиталом, и с этого момента политика страны в области данных направлена на «активизацию данных как фактора производства». Согласно плану, развитие оборота данных должно идти под четким руководством Партии, дабы предотвратить эксцессы свободного рынка. В декабре 2022 года ЦК КПК и Госсовет Китая опубликовали «20 шагов» — базовый документ по созданию национальной инфраструктуры данных и более эффективному использованию данных как экономического ресурса.
Среди основных положений этого документа:
- создать нормативно-правовую базу для определения прав собственности и прав на использование общественных, коммерческих и персональных данных. Права на данные разделяются на три категории: право собственности, право обработки и право использования сервисов, основанных на данных;
- создать нормативно-правовую базу для коммерческого оборота данных, правила торговли данными, национальный стандарт торговли данными, а также создавать биржи данных;
- стимулировать национальный и иностранный бизнес к участию в трансграничном обмене данными, соблюдая национальное регулирование;
- разработать безопасные стандарты трансграничной передачи данных для типовых сценариев, таких как электронная коммерция, трансграничные платежи, управление цепочками поставок, аутсорсинг услуг;
- проводить аудит безопасности обработки данных согласно релевантному законодательству, в том числе в области национальной безопасности;
- бороться с протекционизмом и гегемонами в области данных, эффективно отвечать на влияние других юрисдикций в области данных.
Биржи на местах
По состоянию на середину 2023 года ни одна из этих задач в КНР не решена в полной мере. Фактически развитие и регулирование рынка данных было отдано на откуп региональных властей, создающих рынок данных через принципиально новый инструмент — коммерческие биржи данных. Требования к таким биржам, стандарты и принципы их работы, даже их количество строго регулируются государством. Вместе с тем, по различным подсчетам, в Китае существует уже около 50 региональных бирж, а единые правила их работы отсутствуют. Более того, объем сделок на биржах незначителен (около $150 млн за пять лет) и значительно уступает «серому» рынку данных (около $20 млрд в год).
В отсутствие единых правил роль пилотных проектов взяли на себя крупные региональные биржи, запущенные в 2021–2022 годах, такие как Пекинская, Шанхайская и Шеньженьская. Так, в провинции Гуандун, согласно местному регулированию, в оборот запускаются не только государственные данные, но и данные, полученные компаниями в результате ГЧП (государственно-частное партнерство) или госзакупок. Впрочем, принятый в 2021 году закон о защите персональных данных ввел жесткие требования по наличию согласия на обработку, что зачастую препятствует «опубличиванию» данных даже в рамках правительственных контрактов, так как даже в этом случае необходимо собрать согласие пользователей на передачу их данных государству! А вы говорите, данные принадлежат государству.
Практические вопросы, связанные с технологиями обезличивания данных и конфиденциальных вычислений, также на сегодня не урегулированы. Шанхайская биржа была запущена в конце 2021 года вместе с принятием местного закона о регулировании данных, покрывающего вопросы владения данными, защиты данных, определения общественных данных, правил торговли и надзора. Впрочем, многие части регулирования являются отсылочными нормами, а подробные нормативные акты должны быть опубликованы по результатам работы биржи в течение следующих лет. По состоянию на лето 2023 года не раскрыты ключевые вопросы владения данными, принципы оценки данных и вопросы оборота промышленных данных. На сегодняшний день Шанхайская биржа данных является наиболее крупной в Китае, однако практически все наборы данных представлены государственными учреждениями и компаниями, с государственным участием.
Таким образом, аргумент о том, что в Китае данные принадлежат государству, не корректен. Государственная политика Китая в области данных направлена на создание рынка данных «с китайской спецификой», где принуждаются к продаже данных только госкомпании и бенефициары госконтрактов.
Итог
Может ли опыт Китая быть релевантным для России? Вполне возможно. Но в первую очередь необходимо обеспечить баланс между интересами государства, правами предпринимателей и защитой граждан. Это может включать установление четких правил использования данных, обеспечение конфиденциальности и защиты персональных данных, создание механизмов контроля и ответственности. Для развития экономики данных нужен рынок, а не монополия государства.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов