Московское метро подало заявку на регистрацию бренда «Взгляд» для оплаты проезда
Московский метрополитен подал заявку на регистрацию бренда «Взгляд» для систем биометрии и оплаты проезда. Вариант переименования системы оплаты по биометрии с Face Pay на «Оплату взглядом» рассматривался еще в 2022 году, пишет «Коммерсантъ». Эксперты оснований для отказа в регистрации знака не видят
Московский метрополитен направил в Роспатент заявку на регистрацию слова «взгляд» в качестве товарного знака. Заявка покрывает оборудование и системы распознавания лиц, услуги по биометрической идентификации, оплате проезда, переводу денежных средств и «хранению данных или документов в электронных устройствах», пишет «Коммерсантъ».
В ГУП «Московский метрополитен», где с октября 2021 года работает система оплаты проезда путем распознавания лиц, объяснили газете, что «решили подать на регистрацию народного названия биометрического сервиса». Многие пассажиры в обращениях к метро на тему использования сервиса говорят, что «оплатили по взгляду» или «проходили по взгляду», рассказали в метрополитене.
По данным Московского метро, сервисом пользуются более 320 000 человек. Метод оплаты «по лицу» первоначально назывался Face Pay, в 2023 году его переименовали в «Оплату по биометрии». В декабре прошлого года обсуждался вариант нового названия «Оплата взглядом». В ходе голосования на муниципальном портале «Активный гражданин» этот вариант получил 14% голосов, первое же место занял вариант «Система оплаты по биометрии» (21%). Ранее столичное метро отказалось от вывесок на новых станциях метро на английском языке — они выполнены только на русском.
В компании-разработчике биометрических решений «РекФейсис» сказали, что «взгляд» — слишком широкоупотребительное слово, чтобы «закрывать его товарным знаком». «Но конкретно это слово нам мешать не будет. У нас даже в семантическом ядре слова «взгляд» нет, и использовать его мы не планируем», — добавили в «РекФейсисе». В Национальной системе платежных карт сообщили, что планы метрополитена не связаны с планами НСПК протестировать собственную систему оплаты с использованием биометрии.
Адвокат ЦКА Москвы «ДБА и партнеры» Екатерина Абашина отметила, что в базе Роспатента уже есть словесные знаки «Взгляд», в том числе в тех же классах услуг, что и в заявке Московского метрополитена, «но совпадение классов не обязательно указывает на однородность услуг». По ее оценке, товарные знаки «Взгляд» зарегистрированные раньше в отношении товаров и услуг, не связаны с биометрической идентификацией. Заместитель руководителя практики товарных знаков компании «Онлайн Патент» Виктория Макарова полагает, что совпадение по классам может осложнить регистрацию знака и потребовать, например, «получения письменных согласий от правообладателей противопоставляемых товарных знаков».
Юрист по интеллектуальной собственности Анастасия Сковпень предположила, что заявитель «специально добавлял в перечень товаров и услуг очень конкретные их категории, чтобы минимизировать вероятность противопоставления». По общему правилу Роспатент имеет право отказать в регистрации знаков, состоящих из описательного слова, напомнила она. «Из описания перечня товаров и услуг неочевидно, что слово «взгляд» будет признано описательным. Так что вероятность абсолютного основания для отказа можно исключить», — сказала юрист.