Правительство перераспределило финансирование разработки оборудования сетей 5G и 6G
Правительство обновило дорожную карту «Современные и перспективные сети мобильной связи» до 2030 года. Расходы компаний превысят 46 млрд рублей против изначальных 31,4 млрд рублей, бюджетное финансирование снизится. Перераспределение связано с исходной недооценкой проектов, удорожанием компонентной базы и дефицитом бюджета, считают эксперты
Новая версия дорожной карты «Современные и перспективные сети мобильной связи» на период до 2030 года уточняет параметры и исполнителей по разработке и исследованиям в части создания отечественного оборудования 5G и 6G, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на обновленный документ. Затраты из федерального бюджета незначительно снизились — с 52,6 млрд до 51,7 млрд рублей, а внебюджетные выросли — с 31,4 млрд до 46 млрд рублей.
«Ведомости» со ссылкой на тот же документ сообщают, что бюджетное финансирование разработок отечественного оборудования для сетей LTE и 5G в ближайшие, 2024–2025 годы может сократиться на треть — с почти 24 млрд рублей (в первой версии документа) до 15,5 млрд рублей. Запланированный бюджет на реализацию всего проекта в тот же период, согласно дорожной карте, снизится на 16,5%, до 48,7 млрд рублей, а внебюджетное финансирование вырастет на 8,3%, до 38,8 млрд рублей, указано в документе.
В числе исполнителей со стороны бизнеса названы «Ростех», «Ростелеком», «КНС Групп» (производитель вычислительной техники и электроники, бренд Yadro, входит в «ИКС Холдинг»), «Булат» (принадлежит «Ростелекому» и «Ростеху»), «Иртея» (подконтрольна МТС), ООО «Новые телеком решения» (НТР; 33,9% у «НТР-Инвест», 26,01% у Алексея Босика, 25% у Александра Юрьева, 15% у Михаила Голубева) и НТЦ «Протей» (принадлежит пяти физлицам), перечислил «Коммерсантъ». Сам документ исходно разрабатывался «Ростехом», «Ростелекомом» и «ИКС Холдингом» во исполнение поручения первого зампреда правительства Андрея Белоусова о доработке дорожной карты «Мобильные сети связи пятого поколения», утвержденной в 2020 году, напомнила газета.
В Минцифры «Коммерсанту» сообщили, что правительство «ориентируется в том числе на потребности компаний в допфинансировании для достижения ими показателей, заложенных в дорожной карте». В «Ростехе» отметили, что «дорожная карта — гибкий инструмент». Редактор Telegram-канала «Телекоммуналка» Алексей Слукин полагает, что увеличение инвестиций компаний связано с ошибочной оценкой расходов, сделанной ранее. По его словам, затраты на разработку выросли, часть компонентной базы оказалось достать сложнее, чем предполагалось, расширился список задач для НИОКР.
Увеличенные расходы компаний несопоставимы с затратами ведущих международных производителей базовых станций (БС), добавил эксперт. По оценке Слукина, в России «отсутствует контроль со стороны государства за вложенными бюджетными средствами, что увеличивает как собственные инвестиции, так и время разработки». Снижение госфинансирования собеседник «Коммерсанта» среди разработчиков объяснил общим дефицитом бюджета. Он отметил, что с высокой вероятностью к 2030 году финансирование массового производства БС полностью перейдет на частные инвестиции, а бюджетные пойдут «только на более рискованные разработки, например 6G».
Отказаться от проектов их участники не смогут из-за форвардных контрактов, добавил собеседник. Он считает, что «отбить вложения» сможет быстро только «Ростех» — он будет «покрывать своими БС новые территории». НИИ Радио должен отвечать, согласно проекту дорожной карты, за развитие 6G, сообщил «Ведомостям» гендиректор института, бывший заместитель министра связи Олег Иванов. Пока бизнес не готов инвестировать в перспективные технологии этого уровня, эти разработки финансируются полностью из бюджета, добавил он. Например, в Китае правительство планирует инвестировать в разработки технологии 6G $6 млрд в год, Финляндия выделила $250 млн, Южная Корея — $12 млрд, Япония — $10 млрд, перечислил примеры Иванов.
Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков в беседе с «Ведомостями» предупредил: «Если государство не будет поддерживать операторов с точки зрения компенсации разницы между отечественным оборудованием и импортным, то это может сказаться на потребителях. Как следствие, стоит ожидать того, что операторы вынуждены будут повышать цены». Если оборудование не появится к 2025 году, то связь будет ухудшаться, полагает Кусков. Сокращение бюджетного финансирования может сказаться на сроках внедрения отечественного телеком-оборудования, сказал управляющий партнер «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов.