К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как власти Китая используют TikTok для пропаганды в Европе

Фото Visual China Group / Getty Images
Фото Visual China Group / Getty Images
Как видно из недавно опубликованной библиотеки рекламы TikTok, миллионам пользователей платформы в Европе показывали рекламу крупнейших китайских СМИ, в которой одобрительно рассказывалось о введенных Китаем ковидных карантинах и о туризме в печально известном регионе Синьцзян

Как следует из новой библиотеки рекламы, которую TikTok опубликовал 20 июля, за последние месяцы компания продемонстрировала миллионам европейцев поток рекламы от китайских государственных пропагандистских СМИ. Темы роликов варьируются от аргументов в пользу китайских коронавирусных карантинов и котят, играющих на Великой Китайской стене, до попыток позиционировать регион Синьцзян, где китайские власти преследуют и удерживают под стражей более миллиона человек, в основном уйгуров-мусульман, как привлекательное туристическое направление.

Согласно анализу библиотеки, проведенному Forbes, по состоянию на среду, 26 июля, с октября 2022 года на платформе было показано более тысячи рекламных видео от китайских государственных СМИ, таких как «Жэньминь жибао» и CGTN. Их демонстрировали миллионам пользователей из Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Нидерландов, Польши и Чехии. В библиотеке пока нет данных о рекламе, которую показывали пользователям в США, Канаде, Австралии и других странах за пределами Европы.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Значительная часть материалов, которые китайские государственные СМИ продвигают в TikTok, посвящены основным темам телевизионных и радиопередач и печатных изданий, где хвалят экономику, технологии и культурное наследие Китая. Синьцзян, где китайское правительство проводит кампанию по массовым репрессиям, принудительному содержанию и «перевоспитанию» уйгуров, которую правительство США признало геноцидом, фигурирует в 92 из 124 роликов, опубликованных одним из государственных изданий.

 

В одном из рекламных материалов, который показывали в марте и который был оплачен China News International, мужчина исполнял традиционный танец, а подпись гласила: «Синьцзян — отличное место!» В другом видео ведущий CGTN посещает начальную школу в Синьцзяне, расположенную в уезде Пишань, где Australian Strategic Policy Institute обнаружил шесть мест принудительного содержания. В рекламе рассказывалось также о турах по региону и о культуре его населения, которое составляют преимущественно уйгуры-мусульмане.

Другие рекламные ролики кажутся более откровенно политическими по своему тону и содержанию: в одном видео, которое демонстрировали в декабре, некий ученый критиковал США и Европу за противодействие китайскому инфраструктурному проекту под названием «Экономический пояс Шелкового пути». В другом видео блогер обвинял западные медиа в том, что они лгут о нарушении китайским правительством прав человека. Согласно библиотеке рекламы, этот материал TikTok показывал не далее как на прошлой неделе.

 

На странице библиотеки с часто задаваемыми вопросами говорится следующее: «TikTok не показывает политическую или предвыборную рекламу. Поэтому вы не найдете в библиотеке коммерческих материалов рекламу политического содержания». Рекламная политика TikTok запрещает рекламные материалы о социальных проблемах, выборах и политике, однако там отмечается, что «государственные органы могут получить право размещать рекламу, если они работают с менеджером по продажам TikTok». Представитель TikTok Джейми Фавазза не ответила на вопросы о том, соответствуют ли политике TikTok рекламные материалы, в которых критикуют реакцию западных стран на «Экономический пояс Шелкового пути», защищают политику Китая в отношении COVID-19 и продвигают туризм в Синьцзяне.

В ответ на вопрос, работают ли «Жэньминь жибао», Global Times и другие китайские государственные СМИ с менеджером по продажам, Фавазза ответила, что компания не считает контролируемые государством СМИ госорганами, поэтому к ним не применяются правила о правительствах, политиках и политических партиях. Она отметила, что эти рекламные материалы, по-видимому, преимущественно размещали через агентства. Государственные СМИ не ответили на просьбу дать комментарии.

В библиотеке рекламы TikTok не раскрывается, сколько китайские государственные СМИ заплатили за размещение рекламы на платформе. Аудитория роликов разнится: некоторые, по данным библиотеки, показывали сотням тысяч пользователей, а другие — менее чем тысяче пользователей в Европе.

 

TikTok, подобно Meta (признана экстремистской и запрещена в России) и Google, помечает аккаунты, принадлежащие государственным СМИ, чтобы пользователи знали, что те или иные материалы были произведены государством. Однако, по словам Фаваззы, TikTok все еще работает над тем, чтобы помечать таким образом рекламу. В ответ на вопросы Forbes по поводу рекламы, размещенной профилем @GlamourChina («Путешествуйте с пандой Хуаньхуань и исследуйте гламурный Китай!»), компания отметила профиль как принадлежащий китайскому государственному СМИ.

Власти европейских и иных стран неоднократно направляли TikTok запросы по поводу связей компании с правительством Китая. Органы власти ЕС, Великобритании, Франции, Бельгии, Дании, Нидерландов, Норвегии и других стран запретили использовать TikTok на государственных устройствах, опасаясь, что приложение, которое принадлежит китайской IТ-корпорации ByteDance, будет передавать Китаю секретную правительственную информацию. В декабре компания признала, что использовала TikTok, чтобы вести наблюдение за журналистами в США и Великобритании и выявлять их источники. У сотрудников ByteDance в Китае и сейчас есть доступ к данным европейских пользователей TikTok, хотя компания объявила, что в будущем планирует ограничить подобный доступ. 

Одно из главных опасений регулирующих органов по поводу TikTok — это то, что правительство Китая может использовать его для искажения гражданского дискурса в демократических странах. Китайские государственные издания давно используют рекламу в соцсетях, чтобы продвигать на западе выгодные Китаю мнения. Из библиотек рекламы Meta и Google видно, что обе платформы продолжают продвигать рекламные материалы в поддержку Китая. В 2021 году сотрудники Meta выразили беспокойство по поводу рекламы китайских государственных СМИ на Facebook, где показывали счастливых мусульман в Синьцзяне, однако там решили, что эти материалы не противоречат политике компании. Однако в отличие от Meta и Google TikTok решил запретить рекламу, посвященную политике, социальным вопросам или выборам.

И Meta, и Google помечают контент, опубликованный государственными СМИ. В январе TikTok объявил, что последует их примеру. Twitter ранее помечал посты государственных СМИ, но перестал так делать после прихода Илона Маска. Тем не менее внедрение новой политики TikTok проходило не слишком гладко: компания не помечала аккаунт @NewsTokss, которым управляет подразделение Центрального телевидения Китая в Вашингтоне, пока Forbes не обратил на это внимание. Ранее Forbes сообщал о том, что в преддверии промежуточных выборов профили Центрального телевидения Китая продвигали видео, в которых критиковали тех или иных американских политиков или определенные явления. 

Когда TikTok объявил о создании библиотеки рекламы, некоторые сторонники прозрачности посчитали это признаком эффективности новых законов. В соответствии с законом о цифровых услугах ЕС крупные платформы вроде TikTok теперь должны поддерживать базы данных рекламы с возможностью поиска. В объявлении TikTok говорилось, что компания намерена развивать библиотеку за пределами Европы, но не приводила никаких подробностей о том, когда и в каких странах это произойдет.

 

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+