ФАС проверит законность новых рекламных интеграций букмекеров в российских соцсетях
ФАС собралась проверить новый тип рекламы букмекеров в VK. Рекламные интеграции нового типа запустили в соцсетях букмекеры 1Win и Mostbet. Мини-логотип компании демонстрируется поверх фото или короткого видео на стороннюю тематику и трансформируется в промокод
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проведет проверку рекламных интеграций, которые букмекерские компании в начале июля запустили в социальной сети «ВКонтакте». Об этом РБК сообщили в пресс-службе ФАС. Рекламу нового типа начали размещать букмекерские конторы 1Win и Mostbet, связаться с ними изданию не удалось.
Рекламные интеграции нового типа представляют собой небольшой анимированный или статичный логотип компании, наложенный на изображение или короткое видео. Он трансформируется в промокод. Издание обнаружило такого плана ролики как во «ВКонтакте», так и в Instagram (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена). Рекламные интеграции размещались в основном в юмористических сообществах и пабликах без определенной тематики или специализации. Наиболее ранние публикации датируются 7 июля.
Страницы в социальных сетях, в частности, «ВКонтакте», не соответствуют критериям разрешенных для рекламы букмекеров ресурсов, пояснили в пресс-службе ФАС. Представитель службы отметил, что материалы будут рассмотрены «на предмет нарушения части 2, 2.2 статьи 27 закона "О рекламе"». В ФАС оставили без ответа вопрос о законности размещения такой рекламы в заблокированной в России соцсети Instagram. Собеседник в одном из федеральных ведомств уточнил, что заблокированные соцсети не попадают под официальные проверки нарушений российского законодательства. В пресс-службе VK сказали, что «ВКонтакте» удаляет рекламу, нарушающую правила площадки или законодательство России, и «реагирует на запросы уполномоченных органов».
Деятельность 1Win и Mostbet на территории России считается нелегальной. Их официальные сайты заблокированы, но для обхода блокировки компании регулярно создают «зеркала». У обеих букмекерских контор есть только лицензия Комиссии по азартным играм Кюрасао (наиболее популярная юрисдикция по лицензированию игорного бизнеса), но в России букмекерские конторы могут работать только по соответствующей лицензии ФНС. В законе «О рекламе» возможности букмекерских контор для продвижения регулируются статьей 27 «Реклама основанных на риске игр, пари».
В ФАС напомнили, что в интернете букмекеры могут рекламироваться только на определенных ресурсах: на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера; на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг; на сайтах, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе или с применением декодирующих технических устройств. Реклама букмекеров в интернете должна содержать пометку «реклама» и указание на рекламодателя или сайт с информацией о рекламодателе, а также быть маркирована идентификатором для обеспечения прослеживаемости и учета информации в Едином реестре интернет-рекламы, добавили в ФАС.
Партнер Semenov&Pevzner Юлия Ярных объяснила изданию, что новый формат рекламы букмекеров действительно может быть признан незаконным из-за запрета размещать рекламу основанных на риске игр в соцсетях. Нарушение законодательства «О рекламе», по словам юриста, влечет административную ответственность по статье 14.3 КоАП в виде штрафа до 500 000 рублей. Дела по нарушению запрета рекламы основанных на риске игр возбуждают достаточно часто, а букмекеры становятся фигурантами таких дел, сказала Ярных.
Анимированный логотип с промокодом — это новый вид рекламы, которым пока пользуются пока только букмекеры, отметил основатель компании Digital Budget Александр Степанов. По словам эксперта, соцсети сейчас становятся похожи на онлайн-кинотеатры и видеохостинги, где реклама букмекеров стала уже привычной и постоянной. «Продлится это до тех пор, пока такую рекламу не запретят официально или не начнут штрафовать за отсутствие маркировки таких публикаций», — сказал Степанов.
Размещение мини-баннеров и логотипов букмекерских компаний осуществляется по прямой договоренности рекламодателей с сообществами, рассказал руководитель отдела таргетированной рекламы Profitator (входит в Kokoc Group) Иван Земляной. По его словам, маркетологи в этой нише максимально изобретательны. Он добавил, что механику в скором времени оценят и другие сегменты рынка.