Доля пиратства в игровой индустрии России достигла 70% в 2022 году
Уровень пиратства в компьютерных играх после ухода с рынка западных студий резко подскочил — в 2022 году 69% геймеров пользовались как минимум одной пиратской копией, а 51% игроков стали пиратить чаще, чем годом ранее. Недополученная прибыль могла достичь в прошлом году 15-30 млрд рублей, оценили эксперты
Две трети (69%) российских пользователей играли хотя бы в одну пиратскую копию компьютерных игр в прошлом году, а 51% геймеров стали использовать пиратские версии чаще, чем делали это годом ранее, пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование онлайн-школы разработки игр XYZ School (входит в образовательную компанию Ultimate Education). Эксперты опасаются, что ситуация откатится на 20 лет назад, когда уровень пиратства составлял 95%.
Операционный директор XYZ School Эмма Юсова рассказала, что опрос проводился в июне 2023 года. В нем участвовали 1500 геймеров из всех регионов России. Исследование проводилось с учетом всех нелицензионных форматов игр, но большая часть пришлась на игры, скачанные с торрент-трекеров, уточнила Юсова. Геймеры продолжили покупать лицензионные версии доступных видеоигр и только 7% опрошенных в принципе не покупали новые игры никаким способом, подсчитали в XYZ School.
27% опрошенных использовали до трех пиратских копий игр для персональных компьютеров (ПК) за год, а 20% – больше 10 пиратских копий. По данным опроса, категорически против такой практики выступил 31% респондентов. Эксперты, опрошенные газетой, подтвердили, что доля пиратского контента в 2022 году выросла в несколько раз. Независимый эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко напомнил, что в прошлом году из России ушло в том числе Sony, Microsoft и Nintendo, а российские карты стало невозможно использовать для оплаты покупок в международных магазинах.
Сооснователь Watt Studio Егор Томский подтвердил, что геймеры «привыкли покупать игры в Steam в один клик»: теперь же, чтобы купить игру, надо произвести столько же действий, как и при скачивании пиратской версии, «поэтому все выбирают экономить». Кузьменко добавил, что люди стали экономить на развлечения, в том числе на видеоиграх, из-за непростой экономической ситуации — это тоже влияет на рост пиратства. Из России ушли крупнейшие игровые студии, закрыв пользователям доступ к контенту, в их числе — Electronic Arts, Microsoft, RockStar Games и Activision.
Руководитель Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников отметил, что частично проблему может решить VK Play: он уступает зарубежным магазинам по функционалу и наполнению, но многим геймерам нравится коллекционировать игры в одном месте, заметил он. Представитель VK Play сообщил, что за период с декабря прошлого года по конец первого квартала 2023 год число зарегистрированных на платформе пользователей выросло с 12 млн до 16,5 млн человек. Каждые полгода платформа фиксирует рост количества пользователей в 1,5 раза, сказал он.
Чаще всего россияне пиратят дорогие ААА-игры (цена 2500–3000 рублей), сказал сооснователь студии Vengeance Games Константин Сахнов. По его словам, наиболее популярные у пиратов игры – Baldur’s Gate 3 и Atomic Heart – регулярно находятся в чартах загрузки торрентов. Россияне часто скачивают и старые игры, в числе которых «Ведьмак 3», Mass Effect, Sid Meier’s Civilization VI, перечислил собеседник газеты. По данным разработчика и издателя My.Games, в 2021 году российский рынок видеоигр суммарно достиг 177,4 млрд рублей. 48% от этой суммы, или 85 млрд рублей, пришлось на игры для ПК.
В 2022 году в игры на всех типах устройств играло 88 млн россиян, следует из исследования Аналитического центра НАФИ и Организации развития видеоигровой индустрии. По данным Mediascope (2022 год, 30 000 респондентов), 70% населения России в возрасте от 12 до 64 лет хотя бы иногда играют в игры на каком-либо носителе, а 33% населения играют на ПК. По оценке Сахнова, в России — 40–50 млн геймеров, до 40% (около 20 млн человек) приходится на ПК-сегмент. Средняя цена ПК-продукта в Steam варьируется от 300 рублей за простые инди-игры до 3000 рублей за ААА-игру.
Максимальная оценка недополученной прибыли составит 30 млрд рублей, подсчитал Сахнов. По словам Кузьменко, урон зарубежным компаниям от невозможности выпустить и продать свои проекты в России может составлять до $200–300 млн (18 млрд-27 млрд рублей). По оценке Овчинникова, этот показатель ниже – около 15 млрд рублей. Владелец порталов о видеоиграх «Канобу» и «Игромания» Гаджи Махтиев сказал, что ущерб зарубежных студий от ухода из России исчисляется в «десятках миллиардов рублей». По его прогнозу, доля пиратов будет стремиться к 80–85% от общего числа геймеров. Кузьменко допустил, что рынок откатится к состоянию 20-летней давности, когда 95% всех игр были исключительно пиратскими.