Мировая чипозависимость
За последние десятилетия рынок полупроводников трансформировался. В 1990-х США выпускали почти 40% микросхем в мире и столько же в Европе. Но сегодня лидеры — производители из Китая, Гонконга и Тайваня. В этой отрасли есть безусловный лидер — тайваньская TSMC, чья доля, по данным Trendforce, еще на конец 2021 года составляла около 52%. У ближайшего конкурента, южнокорейской компании Samsung, было только 18%. Впрочем, по данным Bloomberg, в 2022 году 19 из 20 самых быстрорастущих в мире компаний, занимающихся производством чипов, были китайскими. В 2021 году их было всего восемь.
До 2024 года Китай планирует создать 31 крупное производство полупроводников и покрыть более 2/3 потребностей в чипах изделиями собственного производства. На эти нужды выделено свыше $50 млрд. Для сравнения: за аналогичный период Тайвань планирует построить 19 новых заводов, США — 12. Таким образом, не только Россия, но и весь мир находится в созависимой позиции от азиатских чипов.
Доля России в мировом объеме рынка крохотная — менее 1%. По данным Минпромторга, основными трудностями российской микроэлектроники являются отставание технологий на 10–15 лет от мирового уровня, недостаток производственных мощностей, а также высокая стоимость производства компонентов внутри страны. Согласно отчету «Микроэлектроника России: от дефицита к технологической независимости», для достижения суверенитета в области микроэлектроники необходимы инвестиции в размере 400–500 млрд рублей до 2030 года. Между тем реализация национального проекта по развитию электронной промышленности России до 2030 года обойдется в 2,74 трлн рублей.
Достижение технологического суверенитета — поступательный процесс. Инновационные решения в этой области предлагаются по мере приоритетности задач. Сегодня наиболее актуально стоит вопрос с восстановлением бесперебойной выдачи биометрических заграничных паспортов. Так, завод «Микрон» и компания «НМ-Тех» объединили свои усилия, подписав соглашение о сотрудничестве в октябре 2022 года; в планах — выпуск чипов для банковских карт и биометрических документов, которые соответствуют топологической норме 180 нанометров (нм). Далее, согласно национальному проекту, запустят массовое производство микроэлектроники с нормами 90 нм: это наиболее востребованный показатель для российской отрасли, и пока это может делать только «Микрон». Выпуск микрочипов размером 28 нм запланирован к 2030 году; для сравнения, Тайвань в декабре 2022 года начал производство 3-нм чипов.
Сегодня на государственном уровне в России не планируется запуск производства чипов с нормами и характеристиками, подходящими для создания светодиодных экранов. Мы в HD Led Tech продолжаем закупать эти компоненты в Китае и параллельно работаем над тем, чтобы в будущем смогли импортозаместить и это. Все остальные комплектующие, которые выходят за рамки азиатской монополии, компания научилась делать самостоятельно. Это стало возможным благодаря созданию прочных связей науки с производством. Например, помимо основного штата из 90 сотрудников, у нас работают десять специалистов из НИОКР.
Путь к автономности
Проблему высокой стоимости производства компонентов в России, которая сейчас характерна для радиоэлектронной отрасли в целом, на локальном уровне мы начали решать с 2013 года. Десять лет назад рынок светодиодных экранов только формировался, и экраны продавались за $1 млн. Необходимо было снизить себестоимость, но при этом дать покупателю качественный продукт, который не сломается через неделю. Поэтому от экранов, полностью изготовленных в Китае, отказались почти сразу. Так начался наш путь к импортозамещению.
На первом этапе разработали полноцветный светодиодный модуль, стали закупать комплектующие из Китая, которые сделаны по этой разработке, далее самостоятельно собирали экраны в России. Но и от этой системы постепенно отказались, так как импортные программируемые контроллеры были препятствием, чтобы начать работу с b2g-сектором. С 2019 года после слияния с одним из ведущих изготовителей видеооборудования «Ната-Инфо» полностью перешли на локализацию большинства комплектующих: рамочные конструкции, рамы экрана, электрические щиты, модули, блоки питания, сами кабинеты, из которых делаются экраны. Собственные линии производства позволяют реализовывать не только полный цикл — от проектирования до обслуживания — светодиодной конструкции, но также избежать проблем с поставками после февраля 2022 года, что сокращает срок выполнения заказов.
Основной проблемой на пути к независимости от иностранных комплектующих была нехватка опыта специалистов. В 2017 году перед нами стояла задача разработать собственное программное обеспечение — систему управления единым цифровым пространством экранов, чтобы можно было загружать видеоролики с любого устройства и при этом гарантировать защиту доступа. Это необходимое условие для начала работы с государственным сектором. В России до этого не было аналогов такого ПО: мы создавали его с нуля, поэтому инженеры учились на своих ошибках в процессе разработки. В итоге ушло три года, чтобы создать программу и написать код, который лежит на российском сервере.
Увеличение числа квалифицированных кадров, которые могут оперативно реагировать на изменение технологий, сейчас является ключевой задачей национального проекта развития радиоэлектронной промышленности в России. По данным Минпромторга, в отрасли работают около 300 000 человек, средний возраст которых 45–50 лет. Доля молодых специалистов (20–29 лет) составляет всего 2%. Это связано с тем, что только 5% выпускников профильных вузов продолжают работать по специальности: правительство ставит перед собой задачу повысить этот показатель на 30% до 2030 года.
Рекомендации на опыте
Первое, что нужно сделать компаниям перед тем, как начать процесс полного перехода на отечественное производство, — просчитать финансовые возможности и риски. На этапе разработки неизбежны ошибки (технические и финансовые), поэтому заранее стоит заложить бюджет на них. Если у производителя недостаточно средств, не рекомендуется начинать собственные разработки, так как это решение может стать убыточным. Также нужно помнить, что даже в случае получения гранта есть доля внебюджетного финансирования, которую компания должна выделить самостоятельно. Например, в марте 2023 года фонд «Сколково» объявил о старте конкурсного отбора на гранты от 10 до 50 млн рублей для развития радиоэлектронной промышленности: внебюджетное финансирование должно составить не менее 20% от стоимости проекта.
Во-вторых, компаниям необходимо ранжировать первоочередность задач. Не надо пытаться сразу импортозаместить весь процесс производства. Стоит расставить по приоритетности причины, почему вы хотите это сделать. Если больше всего опасаетесь срыва срока поставок и невыполнения обязательств перед b2b- и b2c-заказчиками, лучше начать с создания комплектующих. Если нацелены работать с госсектором, тогда нужно разрабатывать собственный софт, так как, согласно указу президента, с 31 марта 2022 года запрещается закупать иностранное ПО для обслуживания критической инфраструктуры. К тому же, согласно постановлению правительства, производители электроники, работающей на российских процессорах, будут иметь преимущество на госзакупках.
Проблема многих производителей сейчас — желание быстро адаптироваться к изменениям и добиться результата в моменте. Это касается и кадровой политики. Предприятия нацелены как можно скорее получить опытного сотрудника, поэтому менее заинтересованы в долгосрочной стратегии. Так, в 2022 году по сравнению с 2021-м на 30% сократилось количество компаний в отрасли, которые взаимодействуют с профильными вузами для подготовки специалистов. И в этом заключается ошибка: только поиск хорошего проектировщика, который есть на рынке, может занять несколько лет. Поэтому еще одна рекомендация: быть готовым к поэтапному росту и сместить фокус на самостоятельное выращивание кадров. Это также поможет минимизировать проблему утечки данных.
Если отдавать разработки на аутсорсинг, риск незащищенности информации возрастает. Внутри компании, напротив, можно ограничить круг сотрудников, которые будут иметь доступ к коммерческой тайне, и подписать трудовые договоры с включением пунктов о конфиденциальности. Об этом необходимо позаботиться на старте процесса разработки, чтобы обезопасить себя и защитить интересы компании.
Наиболее выигрышное положение будет у тех производителей, кто воспринимает процесс импортозамещения как одну из форм конкуренции. Несмотря на то, что в Стратегии развития электронной промышленности России до 2030 года обозначены приоритетные направления для господдержки, не стоит ждать, пока государство или конкуренты разработают новый технологический продукт, — необходимо предложить его рынку первым. Это касается и производства микрочипов: такие решения создадут возможности для компании занять лидирующие позиции в отрасли.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора