К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Глава Т1 Игорь Калганов — Forbes: «Хотим стать коммерческой космической компанией»

Игорь Калганов (Фото DR)
Игорь Калганов (Фото DR)
Forbes поговорил с генеральным директором холдинга Т1 Игорем Калгановым о планах по запуску космических ракет, о том, где в России больше всего нужны беспилотники и как Т1 из интегратора превращается в технологическую компанию

Группа Т1 — многопрофильный IT-холдинг, ранее известный под названием «Техносерв». По собственным данным, оборот компании в 2022 году вырос на 90% и составил 166,7 млрд рублей. До марта 2022 года владельцем 30,5% акций Т1 был ВТБ, который продал эту долю стороннему инвестору. По данным TAdviser, входит в топ-3 крупнейших российских IT-компаний, в штате — 18 000 сотрудников.

 — На ПМЭФ Т1 подписала соглашение с SR Space о первом в России коммерческом запуске космической ракеты. Какова ваша роль в этом проекте?

 — Космос традиционно является концентрацией технологий. Холдинг Т1 накопил критический объем компетенций, достаточный для того, чтобы осуществлять проекты такого масштаба и быть готовым запустить первую коммерческую космическую ракету в России. Сейчас открывается ниша легких пусков, которые нужны для высокой частоты вывода космических аппаратов на орбиту и, в частности, восполнения орбитальных группировок. Не всегда нужны супертяжелые аппараты, разработка которых может занимать несколько лет. Чипы становятся меньше, радиоэлектроника все легче по весу, и ее проще отправить на орбиту, технологии становятся доступны уже не только узкому кругу специалистов, частота запусков повышается. И главное — время ускоряется. Времени на проектирование космических аппаратов и их запуск в течение нескольких лет уже нет.

 

Осенью коммерческая российская ракета впервые в России пересечет линию Кармана (высота над уровнем моря, которая условно принимается в качестве границы между атмосферой Земли и космосом и является верхней границей государств. — Forbes) и выведет в космос аппарат, с помощью которого мы проверим работу систем связи, телеметрии, инженерного софта, который позволяет рассчитывать все параметры работы, теплонагрева, нагрузок на ракету; проверим, с какой скоростью наши ЦОД (центры обработки данных) получают и обрабатывают данные; проверим работу систем трансляции и работу наших беспилотников для доставки грузов и связь с ними.

Для нас это тест готовности Т1 стать коммерческой космической компанией. Проверка в любом случае будет успешной. Будет успешен первый пуск или второй, или третий — непринципиально, потому что наша главная задача — научиться работать с космическими технологиями. Мы планируем развернуть большую космическую программу: новые модели ракет, многоразовые ступени. Это будет уже в следующем году.

 

Частная российская космическая компания SR Space обладает рядом технологий для создания и запуска ракет. В нашем партнерстве роли сильно перемешаны: часть инженеров находится на нашей стороне, часть — на стороне SR Space. Это долгосрочное стратегическое партнерство и совместная работа над ракетами как транспортом для спутниковых группировок, а затем над коммерческими запусками малых спутников в космос.

 — Планируете юридически оформить отношения с SR Space? Войти в состав акционеров этой компании, создать совместное предприятие?

 — Сейчас мы фокусируемся на отработке технологии запуска. Мы готовим подписание договора, определяющего параметры нашего сотрудничества, коммерческие отношения и распределение прав. Ключевое в этом договоре — это его долгосрочность и эксклюзивность взаимодействия. Мы сначала наладим работу инженерных команд, процесс создания общих продуктов и технологии. При этом мы всегда открыты к разным формам коопераций.

 

 — Каков объем ваших инвестиций в космос?

 — В этом году инвестируем несколько сотен миллионов рублей. В дальнейшем планируем наращивать объем инвестиций, они могут составить миллиарды, десятки миллиардов рублей.

 — В апреле вы приняли участие во встрече президента с представителями беспилотных систем. Компания уже заявляла ранее о планах заняться испытаниями новых видов беспилотников. Что конкретно Т1 намерена делать в этой сфере?

 — В рамках аэрокосмического кластера как эксплуатант беспилотников мы целимся в три сегмента сервисов: мониторинг, логистика и сельское хозяйство.

Мы создаем центр дистанционного зондирования Земли, который будет получать данные со спутников и от беспилотников. Центр находится на финальной стадии монтажа оборудования, он заработает до конца лета и позволит мониторить возникновение техногенных катастроф, критическую инфраструктуру, свалки, обращение с твердыми коммунальными отходами, вырубку лесов и так далее. Кроме того, у нас есть собственная геоплатформа, агрегирующая несколько тысяч слоев геоданных. Если добавить к ней возможности мониторинга с беспилотников, обогащать данными из других источников, это позволит расширить возможности геоплатформы и создать на ее базе новые комплексные сервисы для наших клиентов.

 

Мы начали выполнять первые коммерческие полеты беспилотников в северных регионах России, где обычно оперативная доставка проводится с помощью вертолетов. Дроны позволяют не рисковать пилотами при поставках в сложных метеоусловиях, привозить грузы чаще и дешевле. Если говорить о скоропортящихся продуктах питания или почтовых отправлениях, то лучше осуществлять доставку партиями по 25–50 кг в течение месяца, чем привезти три тонны разом.

Сельскохозяйственные дроны позволяют с помощью точного земледелия повысить урожайность в полтора раза. В России этот рынок еще не занят. При меньшей площади сельхозугодий в Китае десятки тысяч сельскохозяйственных дронов, у нас это пока сотни штук. Потребность российского рынка измеряется в сотнях тысяч беспилотников. Мы хотим вместе с отраслью эту диспропорцию исправить. В этом году мы планируем разработать первые прототипы и провести их пилотные испытания.

 — Планируете привлекать партнеров?

 — Мы уже работаем с большим количеством партнеров, а в начале июня мы стали резидентами технопарка «Руднево». Рассматриваем в том числе возможность локализации производства компонентов, а также изучаем спрос. Это комплексная задача.

 

 — Т1 реструктуризирует бизнес, разделяя его на кластеры. Что это за кластеры?

 — На текущий момент у нас действует шесть кластеров. «Иннотех» занимается разработкой софта. Кластер «T1» включает в себя поставки оборудования, комплексные проекты по решению инфраструктурных задач. В этом же кластере Т1 Cloud и «Сервионика», которая занимается поддержкой IT-инфраструктуры, облачных сервисов и бизнес-приложений. Кластер «Дататех» работает с большими данными, аналитикой на их основе, искусственным интеллектом. В отдельный кластер выделен процессинг нашей дочерней компании «Мультикарта», мы проводим для банков большие объемы процессинга, для компаний из сферы транспорта и связи. Кластер «Про» агрегирует системы видео-конференц-связи, налоговый мониторинг и еще несколько десятков продуктов. На ПМЭФ состоялся анонс кластера «Т1.Аэро». Будет еще несколько новых направлений, про которые мы расскажем, когда они будут систематизированы.

 — Сохранили ли вы планы на IPO Т1? В каком виде оно может произойти? Если не Т1 целиком, то какие кластеры или «дочки» Т1 наиболее вероятные кандидаты для вывода на биржу?

 — Конечно. Мы планируем провести IPO в 2024 году и рассматриваем различные сценарии. Я сторонник того, что на биржу должен выйти холдинг целиком. Помимо привлечения инвестиций, статус публичной компании дисциплинирует и заставляет решать множество внутренних и организационных задач. Публичным компаниям предъявляются высокие требования в отношении прозрачности, высоких стандартов корпоративного управления. Это совершенно другое внутреннее состояние. Т1 уже трансформируется из крупного интегратора и софтверного разработчика в технологическую компанию. Нам надо себя сравнивать не с интеграторами, а с IT-холдингами, с «Яндексом», «Сбером» и в этой конкурентной среде продолжать стремительный рост.

 

 — Предполагает ли новая стратегия привлечение стратегических инвеcторов?

 — Стратегических партнеров мы планируем привлекать для кластеров. Стратегический партнер позволяет не только привлечь инвестиции, но и получить доступ к рынкам и новым технологиям. Выбор стратегического инвестора — это как выбор партнера для брака.

 — Когда Т1 выкупила 75% «Сервионики», вы говорили, что это приобретение поможет в регионах, где холдинг «планирует экспансию». Что с этими планами?

 — Мы уже работаем по всей стране, «Сервионика» располагает филиалами во всех регионах России. Однако мы планируем намного больше внимания уделять работе в регионах не только в плане организации сервисной поддержки, но и с точки зрения поставки программно-аппаратных комплексов и решения региональных задач по цифровизации. А также активно работать не только с крупными корпоративными клиентами, но и с компаниями, представляющими средний бизнес. Мы видим значительный спрос в регионах, возникший после ухода зарубежных компаний. Это потребует от нас больших инвестиций. Потребуется открытие региональных представительств и технологических площадок.

 

 — Как обстоит ситуация с работой Т1 на зарубежных рынках?

 — У нас уже есть контракты с зарубежными компаниями. Экспортируем в первую очередь уже хорошо развитые технологии, например финансовые.

Открыты к сотрудничеству и в других сферах: например, в космосе границ нет. Российская спутниковая группировка в дальнейшем сможет работать с любыми странами. С беспилотниками сложнее, поскольку они работают в национальном воздушном пространстве. Как только мы охватим десятки процентов российского рынка, можно будет думать об экспорте технологий беспилотников за рубеж. Сейчас мы только начинаем в России, но, уверен, через два-три года эти технологии пойдут на экспорт.

 — Т1 планирует запустить производство систем хранения данных (СХД)? Будете приобретать производство или привлекать партнера для выпуска оборудования?

 

 — Каждый кластер мы запускаем последовательно. Первый из четырех новых кластеров, аэрокосмический, мы запустили в рамках ПМЭФ. Затем начнем работать над кластером радиоэлектроники. Сейчас изучаем ситуацию в этой сфере в России, оцениваем перспективы тех или иных направлений, возможность локализации или создания отечественных СХД. Но окончательное решение еще не принято. Стратегию радиоэлектронного кластера мы представим, скорее всего, в третьем квартале текущего года.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+