К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Минцифры создаст новый центр компетенций по развитию софта для дронов

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Как выяснил Forbes, под эгидой Минцифры создается новый центр компетенций (ЦКР) по развитию софта для российских беспилотников. В числе главных задач ЦКР заявлено в том числе создание цифровой платформы участников рынка, а также целого ряда информационных систем и аппаратных решений (например, симулятора для обучения ручному управлению дронами). Сейчас уровень локализации таких систем в среднем колеблется от 40% до 70%, тогда как рынок беспилотных авиационных систем к 2030 году может вырасти до 120 млрд рублей

Платформы и симуляторы

Forbes ознакомился с протоколом совещания в Минцифры, где обсуждалось создание ЦКР по развитию софта для замещения зарубежных аналогов беспилотных авиационных систем (БАС). Совещание прошло 25 апреля под председательством замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максима Паршина. В числе тех, кто присутствовал на этой встрече, — представители и руководители Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), Т1, АНО «Федеральный центр «Беспилотные авиационные системы», Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (АНО ЦКИТ), АНО «Платформа «НТИ». В Минцифры подтвердили, что инициировали создание ЦКР по развитию ПО и платформенных решений для БАС.

Согласно протоколу, ЦКР «Беспилотные авиационные системы» возглавил гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих. Среди главных задач центра — создание целого ряда информационных систем, платформ и симуляторов. Так, речь о решениях для контроля за перемещениями БАС с возможностью построения единой карты полетных зон, симуляторе для обучения «ручному управлению БАС квадро и самолетного типа со встроенной системой рейтингования пилотов», автономных системах взаимодействия несколькими БАС одновременно (рой) и применения БАС с использованием компьютерного зрения и ИИ. Кроме того, предполагается создание нормативной базы, регулирующей применение БАС, единого механизма идентификации машин (дрон айди), а также реестра кадров и самих БАС и цифровой платформы участников рынка беспилотной авиации.

Все центры компетенций по развитию того или иного ПО создаются и работают по следующей схеме, рассуждает гендиректор АНО ЦКИТ Илья Массух. «Мы пристально смотрим за имеющимися решениями на рынке, с тем чтобы использовать уже работающие и зарекомендовавшие себя продукты, оцениваем их. И только потом уже, если чего-то необходимого для должного развития сегмента или рынка не хватает, мы решаем, что нужна разработка с нуля», — пояснил он Forbes.

 

Небо в дронах

По экспертным оценкам, сегодня рынок дронов в России составляет 13-14 млрд рублей. К 2025 году объем отечественного рынка беспилотных авиационных систем может вырасти до 50 млрд рублей, к 2030 году — до 120 млрд рублей, оценивал ранее гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих.

Лавинообразный рост числа коптеров нетрудно заметить и неспециалистам, а к 2030 году на одном квадратном километре в крупном мегаполисе и вовсе сможет находиться свыше 1000 беспилотников, прогнозировал ранее в беседе с Forbes эксперт рынка НТИ «Аэронет», генеральный директор компании-производителя «М-Индастриз» Михаил Липатов. «Существующие системы управления воздушным движением не способны справиться с таким объемом пользователей и поэтому требуют внедрения новых нейросетевых технологий», — уверен он.

 

Для развития отрасли беспилотной авиации и массового внедрения беспилотников в хозяйственную деятельность необходимо устранить имеющиеся нормативные и технологические барьеры, говорит Евгений Дитрих. На сегодняшний день беспилотная авиация, по его словам, во многом регулируется так же, как и гражданская – беспилотники при сертификации проходят те же проверки и испытания, что и самолеты, вплоть до узлов и агрегатов. А для эксплуатации БАС операторам нужно создавать собственную аэронавигационную службу. «Решение мы видим в создании специализированной и мультифункциональной цифровой платформы, которая позволит проводить сертификацию дронов в упрощенном режиме, в автоматизированном режиме получать разрешения на полеты и мониторить все условия для проведения таких полетов вплоть до погоды и статистики для выбранных маршрутов. Задача ЦКР заключается в создании и дальнейшем внедрении развитии такой платформы», — объясняет он.

Кроме того, в функционал платформы войдет автоматическое онлайн-информирование эксплуатантов об изменении условий в зоне полетов, контроль трекинга беспилотников и т.д. На основе технологий Big Data и искусственного интеллекта система сможет информировать участников рынка о возникающих рисках, помогать принимать решения об их снижении, а также будет собирать и хранить полученные в результате полета данные для возможности их повторного использования без дополнительного проведения работ, а также для формирования новых цифровых сервисов, рассчитывает Дитрих. «В результате мы получим адекватный задаче формирования новой отрасли инструмент управления, учитывающий необходимые для обеспечения безопасности полетов подходы и принципы. Конфигурацию и конкретное наполнение платформы сейчас обсуждаем со всеми причастными сторонами», — резюмирует он.

Условно собственные беспилотники

Доля отечественных беспилотников на российском рынке должна вырасти с 24% в 2023 году до 70% до 2030-м, а в госзакупках аналогичный показатель должен увеличиться с 23% до 80%, заявил замминистра промышленности и торговли Василий Шпак на стратегической сессии по развитию беспилотной авиации в России с участием первого вице-премьера Андрея Белоусова 21 апреля.

 

В презентации Шпака указывалось, что сейчас доля беспилотников отечественного производства находится на уровне 24%, к 2025 году она должна вырасти до 55%, а в 2030 году — до 70%. В госзакупках доля отечественных БАС в настоящий момент составляет 23%, следует из данных Минпромторга, а к 2025 году показатель должен увеличиться до 41%, к 2030-му — до 80%.

Генеральный директор НИЦ «Аэроскрипт» Алексей Хрипунов называет создание ЦКР «принципиально важным шагом», который позволит выделить самостоятельное направление по разработке софта для БАС. «Технологии БАС в России в стадии бурного роста. ЦКР станет площадкой для объединения усилий и обмена экспертизой между участниками рынка, что приведет к однородности многообразие подходов и стандартизирует требования к участникам рынка и их продуктам с точки зрения востребованности и технической реализуемости, — размышляет Хрипунов. — Мы рассчитываем на снятие внушительного количества ограничений для развития новых видов бизнеса, связанного с оказанием услуг с помощью БАС, в том числе беспилотной аэрологистики, оперативной доставки товаров и грузов даже в самые отдаленные и труднодоступные регионы нашей страны».

Внимание в верхах

Важность развития сектора признают на самом верху. Так, в декабре 2022 года Владимир Путин сделал ряд поручений правительству: создать комиссию, которая будет заниматься вопросами развития БАС «и решать задачи, связанные с разработкой, производством, сертификацией и эксплуатацией данных систем», утвердить к 1 июня 2023 года стратегию развития беспилотной авиации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, а также создать «благоприятные условия для развития рынка беспилотников путем выделения частотных диапазонов для создания единой инфраструктуры по управлению БАС и контроля за их эксплуатацией». Комиссия была образована 13 февраля 2023 года, ее председателем назначен первый вице-премьер Андрей Белоусов, а его заместителем — глава Минпромторга Денис Мантуров.

О пристальном внимании властей к теме свидетельствует и то, что в четверг, 27 апреля, Владимир Путин провел совещание по развитию беспилотной авиации. В тот же день президент посетил индустриальный парк «Руднево», ознакомился с ходом строительства промышленной зоны и осмотрел выставку производителей и эксплуатантов беспилотных авиационных систем.

Заниматься беспилотными технологиями также хотели «Ростех» и «Сколково», однако куратором этой отрасли стал Андрей Белоусов, указывает источник Forbes в одном из инфраструктурных центров НТИ. «Проблема в том, что подавляющее большинство разработчиков беспилотников не готово позиционировать свои решения в качестве технологий двойного назначения и в перспективе поставлять их для «спецоперации»*. Это негласно, но требуется от них», — рассказывает собеседник Forbes. По его словам, сейчас поставлена задача найти таких разработчиков отечественных решений, чтобы достичь технологического суверенитета в области беспилотных технологий.

 

«Ростех» давно и плотно занимается как разработкой беспилотных систем воздушного и наземного действия, так и созданием сопутствующих инфраструктурных IT-решений, сообщили в госкорпорации. В «Сколково» на запрос Forbes не ответили.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+