Продажи ноутбуков и ПК в деньгах просели более чем на 30% год к году
Продажи ноутбуков в России в первом квартале упали в штуках почти на четверть, персональных компьютеров — на 6% год к году, сообщили ретейлеры. В денежном выражении оба сегмента просели более чем на 30%. Участники рынка связали такое снижение с ростом доли российских и китайских брендов, которые дешевле
За первый квартал 2023 года продажи ноутбуков в России в штуках упали на 20% (812 000 устройств), а в деньгах — на 33%, до 45,5 млрд рублей по сравнению с тем же периодом прошлого года. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Holodilnik.ru. В настольных компьютерах, по данным ретейлера, падение продаж год к году в штуках в первом квартале составило 6%, до 278 000 устройств; в деньгах — на 31%, до 12,1 млрд рублей.
В ретейлере отметили, что в аутсайдерах по продажам ноутбуков ушедшие из России Dell (падение на 75%), HP (на 74%), Asus (на 67%), Acer (на 62%), Apple (на 34%), лидеры роста — китайские устройства (рост продаж более чем на 100% — ThundeRobot и Chuwi, Haier — на 23%) и тайваньский Gigabyte с ростом продаж на 42%. Среди ПК больше всего снизились продажи Lenovo, HP и российского Depo, самым продаваемым брендом стал российский iRU, его доля в штуках составляет 20% против 15% годом ранее. В «F+ tech-Марвел» согласились, что в сегменте настольных ПК российские бренды в первом квартале показали себя лучше, чем годом ранее: помимо iRU, долю нарастили Ardor Gaming и Rombica.
В Holodilnik.ru отметили, что россияне чаще стали покупать устройства низкого ценового сегмента. Спрос на ПК дешевле 18 000 рублей за год вырос на 84%, спрос на устройства до 25 000 рублей — на 73%. В среднем сегменте (цена 50 000-150 000 рублей) спрос снизился на 33%, а на дорогие модели (более 150 000 рублей) — на 77%. Среди ноутбуков, по оценке ретейлера, самой популярной категорией стали устройства стоимостью 17 000-20 000 рублей.
В «М.Видео-Эльдорадо» отметили, что доля российских ноутбуков в продажах за первый квартал увеличилась почти вдвое. «Этому способствовало расширение ассортимента в базовом сегменте, до 25 000 рублей, а с конца пошлого года появились решения в среднем сегменте — 25 000-50 000 рублей», — рассказал представитель сети. По его словам, в магазинах и на онлайн-площадках ретейлера сейчас представлено около 40 моделей российских компаний, в том числе Irbis, F+ и Prestigio.
Самый активный рост, по оценке ретейлера, — у китайских брендов. В «Ситилинке» сказали о снижении рынка ПК и ноутбуков на 30-35% в штуках по сравнению с прошлым годом. В сети отметили рост спроса на продукцию российских производителей среди ПК и на продукцию китайских вендоров — среди ноутбуков. Вице-президент производителя компьютеров Kraftway Ренат Юсупов связал рост продаж российских решений со льготами для производителей и расширением мощностей внутри страны.
По оценке Юсупова, к концу 2023 года отечественные устройства могут увеличить долю в полтора раза благодаря субсидированию закупки компонентов государством. Собеседник среди крупных дистрибьюторов подтвердил, что доля российских производителей растет: по собственных данным компании, она увеличилась с 23% до 40%. Глава департамента закупок ШПД Merlion Олег Фоменко напротив полагает, что из-за налаживания цепочек поставок зарубежной продукции по параллельному импорту доля российских брендов к концу год сократится.