К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Круги склада: «Яндекс» откроет центр для тестирования складских роботов

Робот «Маркета» (Фото «Яндекс»)
Робот «Маркета» (Фото «Яндекс»)
«Яндекс» планирует открыть центр робототехники для тестирования собственных складских роботов «Маркета», стало известно Forbes. В компании видят перспективы развития и масштабирования бизнеса в этом направлении: сейчас «Яндекс» пытается определиться со стратегией выхода на другие рынки, где можно было бы использовать робототехнические разработки. Запрос на складскую автоматизацию внутри страны остается высоким, особенно в свете того, что российский рынок покинули многие зарубежные игроки, говорят эксперты

Роботы сходятся в центре 

«Яндекс» готовится открыть центр робототехники для тестирования собственных складских роботов «Маркета», сообщил Forbes источник, знакомый с планами компании. По его словам, центр позволит «Маркету» оперативно тестировать прототипы, проверяя рабочие гипотезы, а также быстрее собирать новые промышленные роботы и внедрять их в работу складов. «Как результат — сокращение расходов маркетплейса на хранение товаров на складах и рост эффективности его логистики», — утверждает источник Forbes.

По информации Forbes, центр площадью 1700 кв. м будет находиться недалеко от станции метро «Аминьевская». Он будет состоять из офисной части и отдельного пространства площадью около 1000 кв. м с тестовым полигоном, имитирующим складской объект с металлической конструкцией из стеллажей весом 17 т. Кроме того, на тестовом полигоне выделены зоны, где складских роботов конструируют и собирают и проводят их отладку.

В «Яндексе» подтвердили информацию о скором открытии центра робототехники, отказавшись раскрыть объем инвестиций в его запуск. Он станет хабом для работы соответствующего подразделения маркетплейса, которое насчитывает уже почти 50 человек (на старте было восемь сотрудников). Официальное открытие центра, куда на встречу с командой пригласят гостей, интересующихся робототехникой, должно состояться в мае. «Наличие и развитие подобного центра и крупного подразделения робототехники позволит «Маркету» оптимизировать затраты на отгрузку с фулфилмента (CPI или cost per item), развивать максимально автономные склады с минимумом операционных затрат, перемещать людей на менее рутинные операции, сократить неэффективные перемещения людей по складу», — объясняют в «Яндексе».

 

Кроме того, в списке вакансий «Яндекса» есть позиция руководителя продукта и развития бизнеса в «Маркет». Речь идет о человеке, который соберет команду специалистов, их задача — начать продавать собственные робототехнические решения, пояснили в компании.

В том числе за рубеж

О собственных робототехнических разработках «Яндекса» для складов и дарксторов Forbes сообщал в августе 2022 года. Тогда в компании рассказали, что промышленных роботов «Яндекс» будет внедрять на своих складах и предлагать сторонним клиентам, в том числе за рубежом. В каких именно странах, компания уточнить отказалась. «Яндекс» будет продавать «железо», софт и сервисы робота для складов, и только софт робота — для дарксторов.

 

Ранее тестирование роботов происходило на крупнейшем логистическом объекте «Маркета» в подмосковном Софьине. Оба представленных на данный момент робота — инвентаризатор Spectro и транспортировщик Motus — участвуют в стандартных операционных процессах комплекса.

«После сообщения о том, что «Маркет» начал создавать собственных складских роботов, мы получили несколько предложений о сотрудничестве от российских компаний. Задачей нового человека в команде будет определить стратегию выхода на другие рынки, в том числе список потенциальных стран», — поясняют в «Яндексе». Стоимость роботов в компании не раскрывают, но ранее там говорили, что срок их окупаемости составит примерно полтора-два года. «Оценить стоимость решения от «Яндекса» без точных характеристик достаточно сложно, но при серийном производстве базовая омниколесная логистическая платформа на 500 кг с лазерной системой позиционирования в производстве нам обходилась в районе 1–1,5 млн рублей без учета системы инвентаризации и дополнительного ПО», — говорит основатель «АРС Смарт Роботикс» (занимается роботизацией онлайн-ретейла) Лев Киселевский.

Вложения в подобный центр могут складываться из нескольких составляющих, рассуждает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Большая часть приходится на единовременные инвестиции в подготовку пространства для специфических нужд и потребностей команды: укрепление пола, возведение металлических конструкций, которые бы имитировали склад, обеспечение мер безопасности, в частности противопожарной, подготовка IT-инфраструктуры (роутеры, сервера, блоки питания и т.д.), оборудование (осциллографы, паяльные станции, 3D-принтеры и т.д.), — перечисляет он. — Второе: регулярные платежи за аренду помещения и его обслуживание (коммунальные платежи, за электричество, инфраструктурная поддержка и т.д.). И третье: оплата труда команды специалистов». На старте инвестиции в проект могли составить несколько десятков миллионов рублей, считает Бурмистров.

 

Мировой объем рынка складской роботизации в 2021 году составил $6,21 млрд и при среднегодовом темпе роста 9,5% достигнет к 2030 году $14,73 млрд, свидетельствуют данные исследовательского агентства Next Move Strategy Consulting. Эксперты Mordor Intelligence ожидают, что рынок вырастет до $23,09 млрд уже в 2027 году (с $9,88 млрд в 2021 году, увеличиваясь в среднем на 15,33% в год).

«Маркет» входит в сегмент «Электронная коммерция» вместе с сервисами «Еда», «Лавка», Delivery Club и «Доставка». В 2022 году выручка направления выросла на 67%, до 101,2 млрд рублей, товарооборот e-commerce увеличился почти вдвое, до 308 млрд рублей, а доля сегмента в общей выручке группы составила 17%, следует из отчетности «Яндекса». Общая площадь складской инфраструктуры «Яндекс.Маркета» превышает 300 000 кв. м — включая логистические комплексы в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре и Екатеринбурге.

Вкалывают роботы

Для компаний из ретейла, промышленности, фармацевтики и 3PL-логистики роботизация остается актуальной, это подтверждает активный интерес к направлению на отраслевых выставках, говорят опрошенные Forbes эксперты и участники рынка. «Без внедрения новых технологий в сфере роботизации компаниям сложно совершить качественный прогресс в вопросе экономической эффективности бизнес-процессов, — рассуждает Лев Киселевский. — К примеру, в сегменте e-grocery (доставка продуктов) основные затраты приходятся на сборщиков в дарксторах и курьеров. Курьеров в обозримом будущем заменить на автономных роботов-доставщиков не получится из-за сложности технологии и условий эксплуатации. А вот внедрить роботов для сборки заказов в дарксторы вполне реально, и это единственное решение, которое позволит увеличить производительность труда в три-четыре раза. Только оптимизацией бизнес-процессов такого эффекта достичь не получится».

Сотрудник центра робототехники «Яндекса» за работой (Фото «Яндекс»)

Впрочем, по словам сооснователя Data Insight Федора Вирина, робототехника на складах в России с учетом сетапа, настройки, ошибок на первом этапе, обучения системы и более высокой стоимости персонала пока дороже, чем ручной труд для большинства товарных категорий. «Повышение стоимости рабочей силы после начала «спецоперации»*, конечно, должно было увеличить привлекательность автоматизации, однако стоимость решений также выросла (а многие стали недоступны) из-за ухода поставщиков оборудования и софта и повышения стоимости компонентов, — говорит Вирин. — В итоге сегодня в России соседствуют полностью неавтоматизированные склады (Wildberries) и сильно автоматизированные склады (СДЭК, «Катрен», Ozon). Полагаю, поскольку ситуация с компонентами неоднозначная, то так пока и останется».

Сегодняшнее положение вещей удачно для старта проекта «Яндекса», размышляет Вирин: ниша складской автоматизации пустует после ухода зарубежных поставщиков. Если «Яндекс» сможет предложить дешевое решение с умным конвейером, то в условиях 70%-ного роста спроса на логистику только у е-commerce, запрос на автоматизацию будет очень высоким, резюмирует эксперт.

 

Артур Мартиросов, венчурный партнер фонда «Восход» (инвестирует в том числе в робототехнику), обращает внимание на то, что на рынке уже существует ряд компаний, активно разрабатывающих схожий продукт. «Например, Ronavi Robotics, «Киберсклад». Важно отметить, что Россия по среднему показателю плотности роботизации почти в 20 раз отстает от мировых значений: шесть роботов на 10 000 рабочих против 126 в мире. [Новый центр] может придать дополнительный импульс развитию роботизации», — считает он.

Рынок автоматизации складов сегодня действительно изменился: ряд иностранных предприятий, таких как Universal Robots, покинул российский рынок за день, но существенных катаклизмов не было, поскольку интеграторы оперативно начали поставлять решения из Китая, говорит сооснователь Promobot Олег Кивокурцев. 

Практически на каждом складе и в фулфилмент-центре есть однотипные процессы, которые можно автоматизировать, говорит Кивокурцев. По его мнению, решения «Яндекса» могут быть интересны как крупным логистическим операторам (СДЭК, «Деловые линии», ПЭК, Pony Express), так и ретейлерам (X5 Group или «Лента»), которым также необходима автоматизация складов.

Робот «Лавки» (Фото Яндекс)

Клиенту сегодня важно получить комплексное решение, указывает Киселевский. По его словам, роботизация показывает существенную экономию для клиента в тех случаях, когда задача решается системно — от момента поступления товара на склад до момента его отгрузки. «В таких проектах необходимо внедрять и соединять между собой много продуктов от разных поставщиков. Если команда «Яндекса» успешно сможет интегрироваться в эту цепочку, то ее решение станет ценным для клиента. Но если поставлять его изолированно и не быть готовым к кооперациям с другими игроками, то это может стать препятствием для успеха», — заключает он.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+