Поступить в финтех: как будет развиваться отрасль в России и за рубежом в 2023 году
Сегодня в мире насчитывается около 26 000 финтех-стартапов. Для сравнения: в 2019-м допандемийном году их было всего 12 000. Индустрия финтеха растет примерно на 20% в год — в 2023-м объем глобального рынка может составить $174 млрд.
Как будет развиваться рынок финансовых технологий, на какие проекты стоит обратить особое внимание и что ждет российский финтех в условиях санкций? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим несколько ключевых трендов, которые сегодня задают динамику индустрии, и приведем пару примеров из жизни реальных компаний.
Встроенные финансы
В 2021 году только в США бесшовная интеграция кредитов и платежей в нефинансовые продукты принесла компаниям $20 млрд дополнительной выручки. В России встроенные финансы тоже пользуются успехом: магазины бытовой техники, например, всегда готовы предоставить клиенту рассрочку, а автосалоны — страховку или кредит. Дополнительные продажи финансовых продуктов в целом постепенно занимают ключевую роль в формировании маржи автомобильных бизнесов.
Наиболее перспективным направлением развития встроенных финансов считаются решения для e-com. Примеры из российского В2С-сегмента — BNPL-сервис «Долями» от Тинькофф Банка и «Сплит» от «Яндекс Маркета», которые позволяют покупателям разделить сумму покупки на несколько ежемесячных платежей. Но в В2В встроенные финансы также показывают высокий потенциал и эффективность. «Яндекс Маркет», например, предлагает продавцам программу кредитования «Деньги в оборот».
Встроенные финансы — настоящий win-win. С одной стороны, это лучший пользовательский опыт для потребителей, с другой — рост объема продаж и средних чеков для дистрибьюторов и клиентской базы, для поставщиков решений. Эксперты прогнозируют ежегодный рост индустрии на 40,4%.
Открытые финансы и банкинг
Открытым банкингом называют совокупность решений на основе открытых API, которые дают клиентам возможность легко управлять согласием на доступ к данным, а финансовым организациям — развивать продуктовую линейку, персонализировать предложения и эффективно привлекать новых покупателей. Обмен данными между банками, финтех-компаниями и другими участниками рынка происходит по установленному стандарту — с соблюдением требований прозрачности и безопасности.
Будущее открытого банкинга — условный суперапп (от англ. superapp — «суперприложение»), в котором пользователь может в режиме одного окна выбирать решения от разных поставщиков. Для клиента это позитивный опыт: поиск, покупка и использование финансовых продуктов становятся намного удобнее. Ближайшую аналогию можно найти в телеком-индустрии: по похожему принципу там была организована возможность сохранять номер телефона, переключаясь на обслуживание другого оператора.
Сегодня в мире есть несколько стран, которые уже внедрили обязательные открытые API: например, Великобритания, Австралия и Мексика. В России недавно была опубликована «Концепция внедрения открытых API на финансовом рынке» ЦБ, которая также предполагает обязательное использование открытых API по ряду операций c 2024 года. В перспективе инициатива затронет и другие отрасли экономики: финансовые организации смогут обмениваться данными с предприятиями нефинансовой сферы.
Сегодня открытые API уже используют некоторые крупные участники рынка. Пример — SberBusinessAPI для предпринимателей в экосистеме «СберБизнес». Решение позволяет компании провести прямую интеграцию своих сервисов с интернет-банком, упростить и ускорить бизнес-процессы.
Гиперсегментация целевой аудитории
Работа с клиентским опытом и инструменты персонализации выступают одними из ключевых конкурентных преимуществ финансовых продуктов. В сегменте финтеха появляется все больше решений, хорошо адаптированных под потребности определенной аудитории.
Пример — различные решения для управления бюджетом. По данным Deloitte, около 60% клиентов финансовых организаций не чувствуют уверенности в вопросах планирования накоплений и трат — и ценят инструменты, которые могут предложить им современные сервисы.
Индонезийский стартап Whiz, например, помогает подросткам осваивать основы финансовой грамотности: оценивать усилия, необходимые для накопления средств, контролировать поступления и расходы. А российская система EasyFinance предлагает широкий функционал для планирования бюджета семьи и даже небольшого бизнеса. Каждый четвертый пользователь, например, за год использования сервиса успешно избавляется от долгов.
Другой важный тренд персонализации — включение в финансовые продукты ценностной составляющей. Миллениалы и пользователи поколения Z, например, отдают предпочтение социально ответственному бизнесу. Россия здесь не становится исключением. Крупные банки сегодня готовы предложить пользователю округление платежей в пользу благотворительных фондов.
Развитие финансовых маркетплейсов и агрегаторов
Финансовый маркетплейс — это площадка, на которой частные лица или компании могут сравнивать и приобретать финансовые продукты. Особой популярностью они, как и другие маркетплейсы, пользуются на фоне пандемии — благодаря возможности выбирать финансовые продукты в онлайне, без посещения офисов банков.
Однако на российском рынке финансовых услуг маркетплейсы занимают особое место. Причина в дисбалансе, который они помогают преодолевать:
- Маркетплейс выступает эффективным цифровым каналом привлечения клиентов для некрупных банков. Маркетплейс помогает привлекать банку трафик и новых пользователей.
- Финансовый маркетплейс может победить проблему географии: пользователям здесь доступны предложения от банков, у которых нет отделения в их городе.
Однако главную пользу финансовые маркетплейсы несут пользователям. Благодаря таким площадкам клиенты могут видеть финальные ставки от разных банков и выбирать наиболее подходящее предложение.
Российский рынок: перспективы стабилизации
Россия отличается одним из самых высоких в мире показателей развития финансовых технологий. Еще в 2019 году различными цифровыми сервисами пользовались 82% населения. А финтех-продукты с российскими корнями всегда высоко ценились на мировых рынках и легко привлекали инвестиции. Пример такого успеха — британский «единорог» Revolut.
В начале 2022 года эксперты ожидали от российского финтеха увеличения массива умных решений. Например, появления новых технологий, основанных на ИИ, или продуктов для метавселенных. Но когда индустрия столкнулась с санкционным давлением, изменились и приоритеты развития. Среди главных задач оказались разработка альтернатив заблокированным платежным сервисам, поиск способов реализации трансграничных платежей и усиление информационной безопасности.
В 2023 году мы однозначно увидим, как развиваются решения для каждого из этих направлений.
Так, нишу популярных у россиян Google и Apple Pay сегодня занимают СБП, Yandex и Tinkoff Pay. Tinkoff Pay, например, предлагает пользователям стикер с NFC-чипом. С одной стороны, это важный шаг к лучшему клиентскому опыту, с другой — функционал решения все-таки уступает привычным для пользователя бесконтактным оплатам. Хотя бы в области безопасности — стикер все-таки является физическим носителем, который можно повредить или потерять.
Немного другим путем идет сервис «СБПэй» от НСПК. Приложение «СБПэй» объединяет возможности системы быстрых платежей — транзакции по QR-коду, через кнопку на сайте или ссылку.
Другое важный для рынка вопрос — трансграничные платежи. Определенный потенциал для использования в трансграничных переводах несет в себе цифровой рубль — анонсированная ЦБ цифровая валюта, которую россияне смогут использовать наравне с наличными и безналичными деньгами. Однако операции с цифровой валютой сложно отследить и контролировать. Так что оптимальное решение еще предстоит поискать. Очевидно, что в обозримом будущем это будет одна из значимых областей, в которой сосредоточен интерес финтех-компаний.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора