Ближе к земле: как Kaspersky Antidrone стал зарабатывать сотни миллионов рублей
В марте 2023 года в орфографическом словаре Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН появилось новое слово «коптер». Это красноречивое отражение закрепления дронов в повседневной жизни и бурного роста как числа самих беспилотников, так и этого рынка в денежном выражении: по экспертным оценкам, сегодня он составляет 13-14 млрд рублей. К 2025 году объем отечественного рынка беспилотных авиационных систем может вырасти до 50 млрд рублей, к 2030 году — до 120 млрд рублей, оценивал гендиректор Государственной транспортной лизинговой компании Евгений Дитрих.
К 2030 году на одном квадратном километре в крупном мегаполисе сможет находиться свыше 1000 беспилотников, прогнозирует эксперт рынка НТИ «Аэронет», генеральный директор компании-производителя «М-Индастриз» Михаил Липатов. «Существующие системы управления воздушным движением не способны справиться с таким объемом пользователей и поэтому требуют внедрения новых нейросетевых технологий», — уверен он. А это значит, не за горами включение в словари и таких терминов, как «антидрон» или «антикоптер».
Тем, о чем говорит Михаил Липатов, занимаются системы противодействия дронам, предназначенные для предотвращения нежелательного вторжения БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) на закрытую для полетов и охраняемую территорию. Сегодня это необходимый инструмент для многих крупных промышленных предприятий, аэропортов, частных владений и массовых мероприятий.
В частности, решение такого рода предлагает Kaspersky Antidrone — появившееся несколько лет назад в «Лаборатории Касперского» подразделение по обнаружению дронов и защите от них гражданских промышленных объектов. Из стартапа, основатели которого показали идею и прототип инвестиционному комитету компании в 2018 году, Kaspersky Antidrone за пять лет вырос в востребованный сервис, став частью портфеля корпоративных продуктов компании, с выручкой в сотни миллионов рублей. Как появился и из чего сегодня состоит этот программно-аппаратный комплекс, кого он уже защитил и каковы дальнейшие перспективы этого рынка, выяснял Forbes.
С чего все начиналось
«С авиамоделирования и аккумуляторов», — отвечает Владимир Туров, руководитель и сооснователь проекта Kaspersky Antidrone. Еще в 2000-х любители моделирования собирались на тематических форумах, обсуждали самолеты, стабилизаторы, углы установки, маневренность и другие параметры, вспоминает Туров: «Таких людей было 3000 на всю Россию. Сейчас многие из них работают в разных проектах, посвященных беспилотникам или таким системам, как наша». К началу 2010-х годов на рынке появились литийполимерные аккумуляторы, а вместе с ними стали получать массовое распространение смартфоны и новые типы батарей. Это вдохновило энтузиастов и придало огромный импульс развитию такой технологической ниши, как квадрокоптеры.
Туров вместе с друзьями, которые, как и он, увлекались авиамоделированием, подхватили новую тему, и, будучи уже студентами, стали проектировать беспилотники. До поры развитие проекта шло в спокойном режиме, пока в 2018 году не случился чемпионат мира по футболу в России. Он послужил настоящим катализатором: количество желающих проводить видеосъемку — а значит, и дронов — выросло так сильно, что стало отчетливо ясно: на массовых мероприятиях нужно отслеживать квадрокоптеры и защищаться от них. Так Владимир и его друзья поняли: антидрон-решения — это дело, которым они будут заниматься, и ниша, в которой они попробуют занять свое место.
У команды был к тому времени инвестор, вложивший в них около 10 млн рублей (его имя ни Туров, ни «Лаборатория Касперского» не раскрывают). Однако разработка решения требовала значительных ресурсов другого порядка — в первую очередь для поддержания работы команды разработчиков. «Стояла нетривиальная задача по проектированию продукта, аналогов которому в России не было. В итоге наш инвестор понял, что масштаб вложений должен быть больше, и закрыл для себя эту историю», — объясняет Туров.
Лабораторные опыты
Финансирование прекратилось. «Мы остались командой в составе четырех человек с интересной идеей, технологическими наработками и пониманием, каким должен быть продукт для мониторинга беспилотников», — продолжает Владимир Туров. По его словам, они практически случайно узнали о направлении по привлечению новых инновационных проектов в «Лаборатории Касперского» и решили предложить свои разработки компании, продающей решения для безопасности пользователей и бизнеса.
После презентации продукта, формирования стратегии его развития и плана инвестиций для достижения технологических целей друзья успешно защитили проект. Осенью 2019 года Antidrone сначала стал частью Инновационного центра «Лаборатории Касперского» (сегодня называется Kaspersky Product Studio), а вся команда — наемными сотрудниками компании. «Можно сказать, что это было дружественное поглощение», — смеется Туров. Сегодня Kaspersky Antidrone — отдельное бизнес-направление компании со штатом своих разработчиков и инженеров, в который входят 22 сотрудника, а руководит проектом по-прежнему один из его сооснователей.
Что из себя представляет система Kaspersky Antidrone? Это программно-аппаратный комплекс (ПАК), который собирает данные с помощью радара, радиочастотного модуля, видео и других технологий. «В основе своей это экосистема, которая объединяет в себе различные технологии. Она находит движущийся объект с помощью модуля первичного обнаружения, пеленгует источник радиосигнала, фиксирует его координаты, начинает сопровождение цели с помощью видеоаналитики и ИИ, обрабатывая и компилируя все данные на сервере «Лаборатории Касперского». [Далее мы] классифицируем его при помощи нейронной сети, получаем стопроцентную вероятность: так и есть, у нас движется беспилотник», — рассказывает Владимир Туров.
Если система подтверждает, что это незарегистрированный летательный аппарат, то его связь с пультом управления и оператором блокируется. Коптер вынужден вернуться к точке старта или совершить мягкую посадку в месте потери связи с оператором, где он будет обнаружен уже сотрудниками охраны объекта. «У нас модульная мультисенсорная система: если дрон не излучает радиоканал, мы обнаружим его радаром. Использование различных технологий и их комплексирование позволяет нам нивелировать риски не обнаружить дрон одной технологией», — объясняет основатель проекта.
«Чувствительная история»
Первые поставки системы начались в 2021 году. Они бы стартовали и раньше, но вмешалась пандемия, которая сдвинула сроки. Впрочем, уже в первый год выручка, по данным «Лаборатории Касперского», составила 158 млн рублей, а в прошлом году она достигла 205,4 млн рублей. В 2023-м в компании ожидают от этого направления еще более стремительного роста и поступлений в размере 800 млн рублей.
Компания не называет конкретных клиентов в России, ссылаясь на соображения безопасности: «Достаточно чувствительная сейчас история». О тех же, кто проявил интерес за рубежом, говорят значительно охотнее. «Deutsche Bank Park, аэропорт Taipei, администрация Панамского канала, полиция Кипра, Volkswagen Arena в Вольфсбурге, представители трассы Pista di Nardò», — перечисляют в «Лаборатории Касперского».
В 2021 году решение Kaspersky Antidrone в рамках пилотного проекта защищало один из футбольных матчей на стадионе во Франкфурте. Осенью 2022 года команда провела демонстрацию решения для интеграторов в Греции. Результатом стал совместный проект с облачным провайдером Dice, который предложил провести мониторинг дронов во время двухдневного музыкального фестиваля в Афинах. На мероприятии было около 10 000 человек, за два дня было обнаружено 57 дронов. Пользу от решения недавно оценили организаторы международной премии Aegis Graham Bell Awards: в феврале 2023 года Kaspersky Antidrone отметили в номинации «Инновации в кибербезопасности».
Наиболее востребованной система оказалась в промышленном секторе, а также организаторами массовых мероприятий. В последнем случае, когда такой ПАК нужен только на день-два, Kaspersky Antidrone работает в сервисном формате, не на постоянной основе. «Для промышленности, где размер типового объекта — километр на километр, наше решение стоит около 30-40 млн рублей. Для объектов типа бизнес-центров, заинтересованных в том, чтобы не допустить промышленного шпионажа, или меньшего размера решение обойдется в 10-15 млн рублей», — рассказывает Владимир Туров, добавляя, что в ближайшем будущем в плане целевых клиентов компания «целится» в транспортную инфраструктуру — в частности, аэропорты.
При этом раскачивать рынок, как еще несколько лет назад, самим уже нет необходимости, говорит Туров: «Если раньше к нам приходили просто за информацией, то теперь клиенты уже приходят с четким пониманием, информированные нами в том числе». Всплеск интереса, по его мнению, вызван тем, что дронов становится все больше, следовательно, и инциденты с ними фиксируются гораздо чаще.
Действительно, новости о том, как коптер прервал футбольный матч или парализовал работу аэропорта, появляются все чаще. В США, например, власти призывают граждан не запускать дроны над лесными пожарами или поблизости: «Пожарные самолеты летают очень низко, обычно всего в паре сотен футов над землей, на той же высоте, что и БПЛА. Это создает вероятность столкновения в воздухе или отвлечения внимания пилота, что может привести к серьезной аварии или даже фатальному исходу», — говорится в заявлении Лесной службы Департамента сельского хозяйства США.
На пороге новой трансформации
Средства противодействия дронам начали разрабатывать еще в конце 1990-х — начале 2000-х годов, рассуждает основатель и гендиректор компании «Флай дрон» Никита Данилов. «Основным драйвером роста таких систем являются североамериканские и западноевропейские компании — разработчики систем безопасности. В основном такие системы применялись различными военными ведомствами при проведении специальных силовых операций», — замечает он.
Гражданский сегмент безопасности противодействия дронам стал развиваться примерно с 2010 года, когда дроны вошли в обиход обычных пользователей. Главными факторами, способствовавшими развитию систем противодействия, стали различные события в нарушении работы аэропортов, госучреждений, шпионажа промышленных объектов, вторжения в частную жизнь, перечисляет Данилов. «Мы стоим на пороге тотальной цифровизации в авиации. Фактически мы являемся свидетелями появления специализированного интернета для летательных аппаратов (интернет-вещей в воздухе)», — считает Михаил Липатов.
Воду на мельницу подобным Kaspersky Antidrone решениям льют и такие заявления, как сделал в марте глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов. Так, по его мнению, российские корпорации могут самостоятельно закупить и поставить на свои объекты средства борьбы с беспилотниками, тем самым обеспечив безопасность их функционирования.
Kaspersky Antidrone не единственное решение на рынке, которое предлагает технологии защиты от БПЛА. Эксперты выделяют разработки немецкой компании Dedrone (российский представитель — «СД-Техно»), «Технологии автоматизации и программирования», НПП «Алмаз», НПЦ «ЭЛВИС», Umirs. «Такие средства подразделяются на стационарные (установленные на объекты мачт) и ручные (в виде ружья). Ценовой диапазон также довольно широк — от 200 000 рублей за антидрон-ружье до нескольких миллионов рублей за комплекс средств обнаружения и подавления БПЛА», — говорит Данилов.
Подобные решения можно рассматривать с двух сторон: во-первых, как противодействие дронам, а во-вторых, как обеспечение безопасности полетов БПЛА, обращает внимание гендиректор НИЦ «Аэроскрипт» Алексей Хрипунов. «Мы за второй вариант. Чем больше полетов, тем больше рисков, и наиболее важен вопрос обеспечения безопасности полетов вблизи объектов критической инфраструктуры, — рассуждает он. — Поэтому мы сделали возможность интеграции систем «антидрон» в нашу цифровую платформу по организации движения беспилотных воздушных судов «Небосвод» и провели успешные испытания совместной работы систем в Тульской области».
Говоря о потенциале рынка, Владимир Туров проводит аналогию со смартфонами: «Не было их раньше, и мир иначе выглядел. А сейчас у нас целый компьютер в кармане. Реальность изменилась, и мы сейчас на пороге новой трансформации этой реальности». В 2025 году объем рынка систем противодействия дронам составит уже десятки миллиардов рублей, а к 2028 году — 100 млрд рублей, прогнозирует Никита Данилов. Потенциал рынка неизмеримо большой, заключает Владимир Туров: «Крупным инфраструктурным проектам эти технологии будут нужны, мы от этого никуда не уйдем».