Минэкономразвития предложило ВЭБу «право на риск» при венчурных инвестициях
Минэкономразвития предложило наделить ВЭБ.РФ «правом на риск» при инвестировании в высокотехнологичные стартапы. Новый подход предполагает оценку эффективности инвестиций по всему портфелю в целом и позволяет учесть при ней результаты, ожидаемые на момент решения о сделках. На запуск рынка инвестиций могут потратить 50 млрд рублей госсредств
Минэкономразвития разработало проект постановления правительства о поддержке российского рынка прямых и венчурных инвестиций — оно предложило наделить госкорпорацию ВЭБ.РФ «правом на риск». На новую программу портфельных вложений ВЭБа в инновации предлагается выделить 50 млрд рублей из его капитала — это около 30% всех венчурных инвестиций в России в 2021 году, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на документ и представителей госкорпорации.
В госкорпорации рассказали, что мандат ВЭБ.РФ ограничен в финансировании высокорисковых технологических проектов ранних стадий, а средства ВЭБа не могут быть использованы для их развития. «В этой связи необходимо изменить правила поддержки высокотехнологичных проектов, чтобы ВЭБ мог в них инвестировать», — отметили там. В пояснительной записке к проекту постановления отмечается, что Россия отстает по венчурным инвестициям от развитых стран: по итогам 2021 года их объем в стране составил 0,15% ВВП, в то время как в Китае, Великобритании и США — около 1,2%.
Авторы записки констатируют, что тем самым ограничивается конкуренция в технологическом секторе экономики, «что делает непривлекательным для инновационных компаний развитие в России». Первый зампред ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко рассказал, что «право на риск» предусматривает портфельный подход к оценке безубыточности проектов и допускает учет «в среднем ожидаемого результата, как он мог быть оценен на момент совершения инвестиции». Глава госкорпорации Игорь Шувалов в конце января сообщил, что новый подход к инвестированию в высокотехнологичные стартапы даст госкорпорации право на формирование портфеля, где риск делится напополам с коммерческими банками, а успех оценивается по портфелю в целом.
По словам партнера юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрия Клеточкина, «любой венчурный фонд заранее понимает, что минимум 50% инвестиций (если считать в штуках) придется списать». Он добавил, что ВЭБ — госорганизация: никто из чиновников «по своей воле не рискнет инвестировать в проект, который может прогореть с такой высокой вероятностью». Именно поэтому надо «прямо разрешить такие инвестиции», считает Клеточкин.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский полагает, что мировая практика показала перспективность такого подхода, а ЦБ потребуется внести изменения конкретно для ВЭБа как лидера портфельного инвестирования. Адвокат, партнер коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев напомнил, что правоохранительные органы в любом случае будут оценивать экономическую целесообразность расходования средств.
По его мнению, считать постановление «индульгенцией от уголовного преследования» ни при каких обстоятельствах нельзя. Предыдущие попытки запуска венчурного рынка с использованием госсредств — от Российской венчурной корпорации до «Роснано» — были не очень удачными: вложения заканчивались значительными убытками и громкими уголовными делами, напомнила газета.