К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Лидеры рейтинга самых дорогих компаний Рунета — 2023

Фото  Scott Eells / Bloomberg via Getty Images
Фото Scott Eells / Bloomberg via Getty Images
2022 год навсегда останется годом массового бегства из России западных компаний, принцип business as usual на этот раз не сработал: после начала «специальной военной операции» российский рынок стал токсичным для сотен компаний во всех сферах — от нефтяных мейджоров до производителей специализированного насосного оборудования. Forbes представляет рейтинг интернет-компаний, которые, несмотря на непростое время, смогли не только остаться на плаву, но и нарастить прибыль. Лидеры рейтинга самых дорогих компаний Рунета — в галерее Forbes

За прошедшие с публикации прошлого рейтинга 12 месяцев российские интернет-компании пережили по-настоящему драматические события. После 24 февраля все изменилось: акции публичных компаний перестали торговаться за рубежом, многие разделили свой бизнес на иностранную и российскую части, у кого-то ушли акционеры, остановив всю активность внутри России, а кто-то, наоборот, за 2022 год значительно вырос.

Весь год «Яндекс», который смог остаться лидером рейтинга, сражается с обрушившимися на его голову несчастьями, начиная от санкций в отношении его руководителей и заканчивая уходом основателя Аркадия Воложа, который решил сосредоточиться на международном бизнесе компании. Его планируется выделить из «Яндекса» и развивать отдельно.

На втором месте, как и в прошлом году, осталась Wildberries. 

 

В феврале 2022 года Forbes оценил гигантскую доску онлайн-объявлений Avito в $6,2 млрд, она заняла 3-е место в рейтинге 30 самых дорогих компаний Рунета. Через год Avito стала в этом рейтинге шестой. Что с оценкой бизнеса? В октябре 2022-го холдинг Kismet Capital Group бизнесмена с самыми разносторонними инвестиционными интересами Ивана Таврина заплатил за Avito нидерландской компании Prosus 151 млрд рублей, или $2,4 млрд. В финансовом году, закончившемся 1 марта 2022-го, операционная прибыль Avito составила $220 млн (16,3 млрд рублей), маржинальность бизнеса впечатляет: выручка — $631 млн (48,2 млрд рублей). Таким образом, отношение цены Avito к прибыли (мультипликатор P/E) составило примерно 9, для сравнения: P/E ее бывшей материнской компании Prosus — 20.

По оценке Центра стратегических разработок, в связи со «спецоперацией»* в 2022-м деятельность в России ограничили более 205 компаний, о намерении покинуть российский рынок заявили около 130 крупных западных концернов, а совокупные потери иностранного бизнеса с конца февраля прошлого года составили $200–240 млрд.

 

Как мы считали

В рейтинг крупнейших интернет-компаний вошли компании, чья выручка формируется в интернете. Мы не относим к интернет-компаниям магазины, торгующие через сайты, банковские услуги, даже если они существуют только в интернете, производителей и поставщиков «железа» и прочие компании, чей бизнес мог бы существовать и без интернета. Мы запрашивали у компаний финансовые показатели и считали стоимость компаний, сравнивая их с публичными аналогами, применяя дисконт за непубличность и закрытость информации. Стоимость публичных компаний зафиксирована на 1 февраля 2023 года. Непубличные компании, с которыми были совершены сделки за прошедшие 12 месяцев, отражены в рейтинге по сумме сделки.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

№1. «Яндекс»

№1. «Яндекс»

Сфера: экосистема
Стоимость: $10 200 млн
Руководитель: Артем Савиновский
Год основания: 2000
Сайт: ya.ru

Весь 2022 год компания решала проблемы, вызванные геополитической ситуацией, от грозящего дефолта по облигациям до исхода менеджеров. Как результат, «Яндекс» готовится провести масштабную реструктуризацию бизнеса. Основатель Аркадий Волож, вынужденный покинуть все должности и написавший перед Новым годом прощальное письмо сотрудникам, выделит ряд международных направлений в отдельную компанию и сосредоточится на ее развитии. У оставшейся в России части, куда пока пришел советником экс-глава Счетной палаты Алексей Кудрин, будут новые собственники. Капитализация «Яндекса» за год упала в 1,7 раза, до $10,2 млрд.

№2. Wildberries

№2. Wildberries

Сфера: маркетплейс
Стоимость: $9800 млн
Руководитель: Татьяна Бакальчук
Год основания: 2004
Сайт: wildberries.ru

Крупнейший российский маркетплейс обязан своим существованием Татьяне Бакальчук — преподавателю иностранных языков, которая начала в 2000-х бизнес по торговле одеждой через каталоги Otto и Quelle. Сейчас она владеет и управляет компанией, в которой работает более 160 000 человек. Годовой оборот Wildberries в 2021 году составил 844 млрд рублей. В декабре того года американский Forbes назвал Бакальчук лидером по динамике роста состояния среди всех миллиардеров мира. В начале 2023-го маркетплейс расширил список товаров, запрещенных к продаже, куда вошли вейпы, жидкости для них и курительные смеси.

№3. Ozon

№3. Ozon

Сфера: маркетплейс
Стоимость: $5200 млн
Руководитель: коллегиальный орган управления
Год основания: 1998
Сайт: ozon.ru

Один из пионеров российской интернет-торговли провел успешное IPO в конце 2020 года, разместив акции на Nasdaq. Ozon — быстрорастущая компания и второй по величине маркетплейс в Рунете после Wildberries. Оборот компании за девять месяцев 2022 года вырос на 98%, но компания продолжала оставаться убыточной с чистым результатом минус 20,7 млрд рублей, из которых 10,8 млрд рублей составило разовое списание после пожара складских помещений на Новой Риге. В апреле руководитель Ozon Александр Шульгин покинул компанию, а управление всем бизнесом перешло к коллегиальному органу.

№4. «1С»

№4. «1С»

Сфера: разработчик программного обеспечения
Стоимость: $2500 млн
Руководитель: Борис Нуралиев
Год основания: 1991
Сайт: 1c.ru

Один из крупнейших российских разработчиков и дистрибьюторов софта «1С» работает через партнерскую сеть, в которой более 10 000 организаций в 25 странах. Самые известные разработки компании — программы системы «1С:Предприятие». Большую часть выручки компания получает от продажи софта. В 2022 году впервые за свою историю компания столкнулась со спадом продаж: 28 октября основатель Борис Нуралиев прогнозировал, что по итогам года выручка снизится на 7,8%. Компания перевела с Кипра в Россию свои игровые активы, что должно помочь ей активнее заниматься разработкой и продвижением игр в России и составить конкуренцию VK.

№5. «Лаборатория Касперского»

№5. «Лаборатория Касперского»

Сфера: кибербезопасность
Стоимость: $2400 млн
Руководитель: Евгений Касперский
Год основания: 1997
Сайт: kaspersky.ru

«Лаборатория Касперского» — международная компания, работающая в сфере информационной безопасности. Около 80% продаж приходится на зарубежные рынки. В 2017 году Министерство внутренней безопасности США заподозрило «Лабораторию Касперского» в сотрудничестве с российскими спецслужбами и законодательно запретило использовать ее продукцию при оборонных госзакупках. В 2021 году компания заработала $752 млн (рост на 6,5%). В 2022 году компания заявила, что работает над созданием маркетплейса приложений для своей операционной системы KasperskyOS.

№6. Avito

№6. Avito

Сфера: маркетплейс
Стоимость: $2400 млн
Руководитель: Владимир Правдивый
Год основания: 2007
Сайт: avito.ru

Крупнейший сайт бесплатных объявлений в России основали предприниматели из Швеции Йонас Нордландер и Филип Энгельберт. В среднем в месяц в 2022 году на сайте было 60 млн активных пользователей, что на 10 млн больше, чем в 2021 году. В марте 2022 года акционер «Авито», нидерландская Prosus, объявил, что продает свой бизнес в России. В октябре 2022 года сделка была закрыта: новым владельцем компании стала Kismet Ивана Таврина. Сумма сделки составила 151 млрд рублей, или $2,4 млрд по курсу на дату объявления о сделке. Годом ранее Forbes оценивал стоимость «Авито» в $6,2 млрд.

№7. «СКБ Контур»

№7. «СКБ Контур»

Сфера: разработчик программного обеспечения
Стоимость: $1800 млн
Руководитель: Михаил Сродных
Год основания: 1988
Сайт: kontur.ru

«СКБ Контур» — группа компаний, которые создают софт для электронного документооборота, бухгалтерского учета и управления предприятием. Выручка группы за 2022 год составила 26,4 млрд рублей против 22,6 млрд рублей в 2021 году. Ее решениями пользуются 2,3 млн компаний в России и за рубежом. Штаб-квартира находится в Екатеринбурге. Весной 2022 года компания выпустила на рынок сразу несколько импортозамещающих продуктов, в том числе сервис видеоконференций «Контур.Толк» и сервис бронирования командировок «Контур.Тревел». В 2022 году «СКБ Контур» также стала владельцем 34,5% банка «Екатеринбург».

№8. VK

№8. VK

Сфера: экосистема
Стоимость: $1600 млн
Руководитель: Владимир Кириенко
Год основания: 1998
Сайт: vk.company

В 2022 году VK, строящая бизнес вокруг контентных сервисов, обменялась активами с «Яндексом». Последнему отошел Delivery Club, полученный в рамках сделки со «Сбером» и последующего выхода из состава акционеров «О2О Холдинг». VK достались платформы «Дзен» и «Новости». Кроме того, «Яндекс» на время «переходного периода» отдал VK свою первую страницу (домен yandex.ru). Ранее компания продала владельцу «Таксовичкоф» People & People сервис такси «Ситимобил», входивший в «О2О Холдинг». Также в 2022 году VK продала за $642 млн международное игровое направление My.Games Александру Чачаве, управляющему партнеру LETA Capital.

№9. Positive Technologies

№9. Positive Technologies

Сфера: кибербезопасность
Стоимость: $1500 млн
Руководитель: Денис Баранов
Год основания: 2002
Сайт: ptsecurity.com

Positive Technologies — российский разработчик в сфере кибербезопасности. Среди его клиентов есть государственные и финансовые структуры, телекоммуникационные, промышленные и другие компании. В апреле 2021 года Минфин США включил Positive Technologies в санкционный список. В декабре 2021 года компания провела листинг на Московской бирже, с тех пор ее капитализация выросла в 2,6 раза. В сентябре 2022 года группа разместила на бирже дополнительный объем акций, продав 35% от максимального запланированного объема, фри-флоат компании увеличился до 11,9% вместо ожидаемых 14%.

№10. HeadHunter

№10. HeadHunter

Сфера: доска объявлений
Стоимость: $1000 млн
Руководитель: Михаил Жуков
Год основания: 2000
Сайт: hh.ru

HeadHunter — лидер среди сайтов в поиске работы в России и СНГ. Весной 2019-го компания вышла на Nasdaq, и за два дня ее оценка выросла с $675 млн до $837 млн. В июле 2022-го HeadHunter инвестировала 100 млн рублей в платформу кадрового документооборота HRlink, получив 9,09% в проекте. В конце декабря корпоративный венчурный фонд HeadHunter вложился (сумма не раскрывается) в HR-tech-компанию Edstein, получив 25%. В январе 2023-го владельцем 22,3% HeadHunter стала Kismet Ивана Таврина, заплатившая по $12,83 за акцию. Исходя из этого вся компания была оценена в $650 млн, что на треть ниже ее капитализации на 1 февраля 2022-го.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+