Минцифры предложило обязать мобильных операторов блокировать спам-звонки
Минцифры предложило обязать мобильных операторов бесплатно блокировать спам-звонки. По мнению ведомства, инициатива сократит объемы автообзвона, который запрещен законом «О рекламе». Операторы поддерживают предложение, но эксперты отмечают, что оно грозит компаниям финансовыми потерями. Голосовой трафик операторов может сократиться на 3–5%
Правительство намерено усилить контроль за спам-звонками. Минцифры разработало законопроект, который обяжет мобильных операторов бесплатно блокировать автообзвон, сообщается в Telegram-канале министерства. Ведомство подчеркнуло, что спам-звонки запрещены статьей 18 закона «О рекламе».
Блокировка коснется именно автообзвона — его оператор связи может определить при помощи специального софта, пояснило Минцифры. Кроме того, ведомство предложило, если позволяет техническая возможность, обязать операторов сообщать абонентам, какая компания им звонит. «Навязчивой телефонной рекламы станет меньше. <…> Абонент будет понимать, кто звонит и стоит ли поднимать трубку», — говорится в сообщении.
Как сообщило Минцифры, законопроект уже обсудили с участниками рынка: по их мнению, нововведение может стать не только препятствием для спама, но и помехой для мошенников.
Как писал «Коммерсантъ» в июне, с начала по конец весны доля абонентов, столкнувшихся со спам-звонками и мошенниками, выросла до 70%. Эксперты тогда связывали ситуацию с «социальным напряжением».
«Технически такие сервисы [блокировки спам-звонков] уже существуют: некоторые IT-компании выпускают подобные приложения. Минцифры предлагает сделать услугу бесплатной и встроенной по умолчанию», — говорится в сообщении. Как пишет «Коммерсантъ», у МТС определитель номера спам-звонка предоставляется бесплатно, но после первого месяца стоит 3 рубля в сутки, а определитель — 1 рубль в день. У Tele2 услуга блокировки стоит также 3 рубля.
Tele2 заявила газете, что поддерживает инициативу и в целом она не несет рисков. Однако оценить финансовые потери от отключения оплаты за услугу блокировки спам-звонков компания отказалась. Директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов «Мегафона» Сергей Хренов уверен, что инициатива поможет более эффективно бороться с автообзвоном. «Вымпелком» (бренд «Билайн») заявил «Коммерсанту», что подобная система уже тестируется в одном из российских регионов. МТС отказалась от комментариев.
По мнению аналитика MForum Analytics Алексея Бойко, операторы должны поддержать инициативу Минцифры, но за многие годы существования этой рекламной модели сформировался обширный пул бизнесов, который понесет потери от ее реализации. Речь идет о рекламных агентствах, продающих эту услугу, разработчиках софта спам-обзвона, разработчиках сторонних приложений по определению спама, а также самих операторов. Кроме того, на 3–5% сократится голосовой трафик, что косвенно также может сказаться на финансовых показателях операторов, говорит Бойко.