Как в России будут исполнять закон о запрете ЛГБТ-пропаганды
Депутаты Госдумы 24 ноября единогласно приняли в третьем, окончательном, чтении законопроект о запрете пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола. Ранее распространение такой информации было запрещено на территории России для подростков, сейчас его фактически распространили на всех жителей страны. 5 декабря законопроект был подписан Владимиром Путиным.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что в интернете, рекламе, СМИ, кино и литературе активно распространяется информация, содержащая искаженное представление о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, и зачастую она носит «агрессивный, навязчивый, оскорбительный характер, что вызывает широкое возмущение общества».
В обсуждение законопроекта косвенно включился даже Госдеп США. За день до финального чтения документа в Госдуме глава американского ведомства Энтони Блинкен на своей странице в соцсети Twitter призвал депутатов отозвать законопроект, поскольку он «станет еще одним серьезным ударом по свободе выражения мнений и правам ЛГБТКИ+ в России».
Во время слушаний председатель Госдумы Вячеслав Володин назвал единогласную поддержку запрета «лучшим ответом Блинкену». «Не надо нам навязывать чуждые ценности. Вы свои разрушили — посмотрим, чем это все закончится, но однозначно печально, потому что это содом — по‑другому не скажешь, — и Соединенные Штаты Америки стали центром этого содома в мире», — рассказал он.
Что запрещает новый закон
Новый закон вводит административную ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и педофилии в кино, литературе, интернете, рекламе и СМИ. За пропаганду ЛГБТ можно получить штраф до 400 000 рублей для физлиц и до 5 млн — для компаний. При нарушении запрета на пропаганду педофилии штрафы еще выше — до 800 000 рублей для граждан и до 10 млн рублей для организаций. Сайты, на которых распространяется пропаганда, будут блокироваться Роскомнадзором.
Также новый закон запрещает демонстрировать подросткам информацию о нетрадиционных сексуальных отношениях или сведения, которые могут вызвать у них желание сменить пол. За такие нарушения граждане могут получить штраф до 200 000 рублей, а организации — до 4 млн рублей. В качестве наказания за все эти нарушения власти могут приостановить деятельность компании-нарушителя на срок до 90 суток.
Законопроект будет действовать на все сферы распространения информации как в сети, так и офлайн, в том числе на кино и сериалы, литературу, музыку, театр и видеоигры, объяснил Forbes один из авторов законопроекта, глава IT-комитета Госдумы Александр Хинштейн. Он подчеркнул, что произведения искусства (в том числе, например, картины) попадут под контроль в том случае, если они создают положительный образ ЛГБТ. «Но я таких картин в музеях не встречал», — отметил Хинштейн.
Фактически новый закон означает, что пропаганда нетрадиционных ценностей будет запрещена для всего населения страны, но для взрослых останется разрешена демонстрация проявлений ЛГБТ без пропагандистской составляющей при условии, что распространитель информации может гарантировать, что дети не получат к ней доступ, объяснил Forbes владелец телеканала «Царьград» Константин Малофеев. «Новостной сюжет о содомистском параде за рубежом — это не пропаганда, но это все равно демонстрация. В это время ребенок может случайно оказаться рядом у телевизора, и видеть такую информацию ему ни к чему», — отметил он.
Для ограничения пропаганды и демонстрации таких материалов среди подростков закон предусматривает ряд новых ограничений. Например, фильмы с пропагандой ЛГБТ не получат прокатное удостоверение в России. Кроме того, после принятия закона в России будет запрещена продажа товаров, содержащих запрещенную информацию.
Как будут исполнять закон
Одна из главных проблем принятого закона — размытость его формулировок, подчеркивают опрошенные Forbes эксперты. Формально под пропагандой подразумевается распространение и навязывание информации, направленной на создание привлекательного образа нетрадиционных сексуальных отношений либо смены пола или искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений. На заседаниях Госдумы Александр Хинштейн объяснял, что пропагандистскими считаются материалы, которые создают положительное впечатление от ЛГБТ.
Однако исходя из формулировок закона под запретом из-за пропаганды ЛГБТ могут оказаться даже детские товары с изображением радуги (радужный флаг считается международным символом ЛГБТ), отметил управляющий партнер юридической компании «Дубинин и партнеры» Олег Дубинин. По его словам, под ограничения могут попасть актеры, певцы, использующие слишком яркие образы или играющие персонажей противоположного пола, а также пародисты, изображающие противоположный пол.
Точного понимания, что именно относится к пропаганде, пока нет и в Госдуме. В частности, в разговоре с Forbes Хинштейн не ответил, будет ли проявлением пропаганды офлайн-перфоманс с поцелуем между мужчинами на улице. «Чтобы дать оценку, нужно разбирать конкретный случай», — сказал он.
По словам Хинштейна, государству важен сам факт отсутствия пропаганды в материалах, «каким образом это будет достигнуто — за счет редактирования материалов или недопуска их до публикации — роли не играет». У авторов и распространителей произведений, которые могут признать пропагандирующими ЛГБТ, остается несколько вариантов самоцензуры: удалить кадр или фрагмент текста, связанный с этой тематикой, или полностью не допустить продукт до публикации, считает юрист Роскомсвободы Никита Истомин. Технически это легко реализуемо, однако это значительно скажется на качестве произведения, поскольку «переделывать их никто не будет».
Как говорят авторы идеи, поправка не повлечет цензуру и изъятие текущей продукции, но как будет обстоять дело в реальности, покажет только время и практика правоприменения, подчеркнул Олег Дубинин.
Оценкой наличия ЛГБТ-пропаганды будут заниматься уполномоченные органы: в онлайне — Роскомнадзор, в офлайне — органы внутренних дел или Роспотребнадзор, они также будут привлекать для оценки профильных экспертов, рассказал Хинштейн. По его словам, такая оценка будет проводиться по факту жалоб на конкретные произведения. «Также если представители отрасли сами попросят дать оценку того или иного материала на предмет ЛГБТ-пропаганды, органы власти могут пойти им навстречу», — отметил он. Окончательное решение о наличии признаков пропаганды примет суд, подчеркнул депутат.
Проверить наличие в информационном материале признаков пропаганды могут лингвисты, психологи или другие специалисты, однако закон не обязывает правоприменительные органы назначать экспертизу или исследование, отметил старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин. В некоторых госструктурах, например в Роскомнадзоре, есть штатные специалисты, которые дают оценку содержанию материала на предмет наличия в нем запрещенной информации, и зачастую такие оценки бывают субъективными, поскольку в России нет единой утвержденной методики гуманитарной экспертизы, рассказал он.
«Зачастую объективное исследование подменяется собственными рассуждениями и впечатлениями конкретного специалиста по поводу содержания того или иного материала, притом что их правовой уровень нередко невысок», — подчеркнул Добрынин.
Большинство экспертиз еще со времен дел об экстремизме исходят из установления принципиальной возможности, может ли та или иная информация возбудить у человека те или иные чувства, так что все эти дела зависят от позиции эксперта, добавил Никита Истомин.
Кого затронут ограничения
Значительные разногласия с депутатами по новому законопроекту возникли у книжных издательств. Понять, какие книги попадают под запрет, без конкретных примеров, «что можно, а что нельзя», сейчас невозможно, рассказывал ранее гендиректор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин. «Нам непонятно, если, например, в книге есть положительный герой-гей или исследуются гомосексуальные отношения среди животных и это никак не поощряется и не осуждается, будет ли это расценено как нарушение закона», — рассуждал он. Поэтому издатели могут избегать книг с упоминанием ЛГБТ, это уменьшит выбор как для издателей, так и для читателей, добавил Ильин.
Российский книжный союз (РКС) 14 октября направил Александру Хинштейну письмо с просьбой разъяснить, какие художественные произведения попадают под действие закона о пропаганде ЛГБТ. В частности, в письме указана сцена с совращением малолетней в «Бесах» Федора Достоевского. Также сцены сексуального насилия описаны в рассказах Ивана Бунина «Таня» и «Галя Ганская», в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон», в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д'Эрбервиллей», указали в РКС. Тогда Хинштейн ответил, что ни одна из этих книг не попадает под определение пропаганды.
Представители книжной отрасли не были услышаны во время обсуждения законопроекта, и теперь, когда закон принят, компании надеются на рациональность нормативных актов, рассказал Forbes представитель пресс-службы издательства «Эксмо». Он отметил, что один из ключевых рисков действия закона — это рост пиратства. «Произведения, подпадающие под действие нового закона, продолжат читать, но на пиратских ресурсах, управляемых из-за рубежа. В результате пираты получат дополнительные доходы, а государство не получит налоговых отчислений», — подчеркнул он.
Согласно информации в сообщении на сайте Госдумы, платные аудиовизуальные сервисы (например, онлайн-кинотеатры) будут обязаны предоставлять доступ к таким материалам с помощью специального кода, который подтвердит возраст пользователя. Однако, в самом законопроекте эта норма касается только распространения информации путем теле- и радиовещания, и подобных требований для онлайн-кинотеатров нет, обратил внимание директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
По его словам, Роскомнадзор обещал в ближайшее время дать пояснения по новым требованиям, но уже понятно, что речь идет «о различных функциях родительского контроля». «Российские онлайн-кинотеатры уже довольно давно ввели и постоянно совершенствуют такой функционал, детские профили с контентом по возрасту», — рассказал эксперт.
Онлайн-кинотеатрам предстоит проверить каталоги на наличие пропаганды или демонстрации нетрадиционных отношений, но количество эпизодов с пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений в репертуаре российских аудиовизуальных сервисов ничтожно мало и от их изъятия из доступа ни рынок, ни зритель не пострадает, объяснил Бырдин. Он подчеркнул, что новые запреты касаются именно пропаганды, определяющим критерием которой будет наличие побуждения к чему-то и формирование привлекательности, «такой подход закреплен в том числе в определении Верховного суда».
«При следовании этому подходу ни печальная история бисексуальных ковбоев из «Горбатой горы», ни «Богемская рапсодия» — биография Фредди Меркьюри, умершего от СПИДа, который передал ему его партнер, — на мой взгляд, никак не формирует привлекательность нетрадиционных сексуальных отношений», — рассуждает Бырдин. Он подчеркнул, что во время обсуждения законопроекта никто не привел пример пропаганды ЛГБТ в фильмах или сериалов из репертуара российских онлайн-кинотеатров.
При этом Константин Малофеев из «Царьграда» не видит проблемы в редактуре зарубежных фильмов для изъятия из них элементов пропаганды ЛГБТ. «Западная ценностная повестка вставляется в фильмы очень искусственно — например, это второстепенный герой нетрадиционной ориентации. Его сюжетную линию можно вырезать без смысловых потерь для фильма. Если же эту повестку несет главный герой, то такой фильм можно просто не демонстрировать публично», — считает он.
Закон также распространяется и на музыкальные лейблы, однако у них еще с начала «специальной военной операции»* на Украине появилась самоцензура и по теме ЛГБТ «она, очевидно, тоже появится», рассказал Forbes источник в одном из дистрибьюторов музыки. Он подчеркнул, что дистрибьюторы исполняют все требования по модерации перед доставкой релиза на стриминговые платформы, у которых также есть своя команда проверки контента.
По его словам, вырезать содержащие пропаганду элементы песен никто не будет — такие композиции просто не допустят до публикации. «Я не уверен, что такого контента много, и даже если он до нас дойдет, мы объясним автору, что это может быть расценено таким-то образом», — рассуждает он.
С публичной критикой инициативы выступила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ): организация просила отложить принятие законопроекта, поскольку он накладывает на ретейлеров новые обязанности по экспертизе всего объема товаров на предмет содержания запрещенной информации. После письма АКИТ Хинштейн написал в своем Telegram-канале, что депутаты «сумели объяснить коллегам, что эта норма необходима». «Если ЛГБТ-книги будут запрещены к продаже в магазинах, но останутся на электронных площадках — грош цена нашим усилиям», — сказал он. При этом Хинштейн признал риски «вольного толкования» новых норм контролирующими органами. Тем не менее на следующий день Госдума приняла законопроект в третьем чтении в неизменном виде.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.