Глава Минцифры Максут Шадаев в начале ноября заявил, что ведомство работает над программой возвращения в Россию IT-специалистов, которые покинули страну после начала «военной спецоперации»* на Украине и объявления частичной мобилизации. По его словам, министерство формулирует, «что должно быть сделано дополнительно, чтобы снять опасения и страхи тех, кто уехал».
«Мы сейчас смотрим, обсуждаем, что могло бы дать гарантии определенные тем, кто уехал, какой уровень гарантий», — подчеркнул Шадаев, добавив, что IT-специалисты должны понимать, «что им нечего бояться». Министр заключил, что в этой ситуации не стоит вопрос «экономических условий» работы в России.
Однако до выступления Шадаева власти высказывали более жесткую позицию касательно эмигрантов. В конце октября глава временной комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России Андрей Климов заявил, что часть покинувших страну россиян может подпасть под законодательство об иноагентах, например, если гражданин после переезда написал «заявление, что он тут всех осуждает». Однако вскоре пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал слова Климова его «частным мнением».
Ранее, в марте 2022 года, правительство утвердило отсрочку от срочного призыва в армию для IT-специалистов до 27 лет. Через несколько дней после начала мобилизации в сентябре Минобороны предоставило право на отсрочку от мобилизации для сотрудников аккредитованных IT-компаний, а также операторов связи и системообразующих СМИ.
Представитель Минцифры отказался от комментариев для Forbes. Пока ведомство работает над программой обратной релокации, Forbes выяснил мнение самих IT-компаний, о том, какие меры власти могут принять для возвращения в Россию профильных специалистов.
Гарантии безопасности
Ключевая причина невозвращения IT-специалистов в Россию — это страх призыва на военную службу в рамках возможной новой волны частичной мобилизации, объяснил руководитель сообщества сотрудников IT-отрасли «MIT — Мы ИТ», основатель финтех-проекта Benefitty Евгений Титаренко. Несмотря на меры поддержки Минцифры по предоставлению отсрочки IT-специалистам, многие айтишники просят закрепления такого права на законодательном уровне, рассказал он.
В связи с завершением частичной мобилизации 16 ноября Минцифры прекратило прием заявок на отсрочку, напомнил советник юридической фирмы Lidings Дмитрий Кириллов. Специалисты могут опасаться повторения мобилизации и решают остаться за рубежом, отметил он. «В такой ситуации одной из мер для возврата IT-специалистов может выступить бессрочная возможность подать заявку на отсрочку», — считает Кириллов.
Одним из механизмов может стать безлимитная бронь для сотрудников IT-компаний по примеру стратегических и оборонных предприятий, согласна директор департамента по управлению персоналом «Т1 Консалтинг» (входит в группу Т1, бывший «Техносерв») Кристина Соколова. При этом важно изменить критерии, по которым сотрудника классифицируют как IT-специалиста, подчеркнула она. Сейчас на этот статус могут претендовать только люди с профильным образованием, но среди IT-специалистов также много выходцев из других отраслей: среди них есть банкиры, менеджеры и даже таможенники, рассказала Соколова.
Еще одним значимым фактором для обратной релокации стало бы увеличение количества крупных проектов, в участии в которых будут заинтересованы айтишники, считают опрошенные Forbes представители отрасли. Современных IT-специалистов по-настоящему мотивируют проекты, в которые можно вписать свое имя, и сейчас такая возможность появилась в России, рассуждает вице-президент по программным продуктам и решениям Sitronics Group Павел Дрейгер. После ухода западных игроков в России возник значительный набор новых амбициозных задач в области технологий машинного обучения и больших данных, и разработчики могут не просто «допиливать» хорошие решения до идеала, но и создавать новые продукты, считает Дрейгер.
Советник гендиректора R-Style Softlab Александр Самойленко считает, что государство уже сделало практически все, что могло и что требовалось, при этом он категорически против переманивания айтишников в Россию за счет значительного повышения заработных плат, поскольку это приведет к негативным последствиям для экономики страны. По его мнению, сейчас акцент по работе с уехавшими специалистами должен смещаться с государства на корпоративный сектор, который должен создавать новые привлекательные для специалистов проекты.
В поисках комфорта
Опрошенные Forbes представители отрасли считают необходимым сделать льготную ипотеку для специалистов еще более выгодной. По текущим условиям, если специалист при увольнении не сможет устроиться в другую аккредитованную компанию, то ставка по ипотеке сразу возрастет до рыночной, рассказала руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог» Людмила Богатырева. Из-за этого многие не захотели воспользоваться действующей программой, потому что восприняли ее как кабалу, ведь средний срок работы специалиста в компании — три года, а время выплаты ипотеки — 10-20 лет, подчеркнула она.
Программу льготной ипотеки до 5% для IT-специалистов запустили в мае 2022 года, она стала одной из мер поддержки отрасли в условиях санкций. В начале апреля 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении «Дом.РФ» на эти нужды 1,5 млрд рублей. Жители регионов-миллионников могут получить по этой программе кредит до 18 млн рублей, в остальных регионах — до 9 млн рублей. Участвовать в льготной программе могут сотрудники аккредитованной IT-компаний в возрасте от 22 до 44 лет.
Этот механизм необходимо модифицировать, вплоть до введения нулевой ипотеки, считает Богатырева. Право на льготную ипотеку также необходимо распространить на ИП (которые юридически не могут получить IT-аккредитацию, но ведут профильную деятельность) или самозанятых, если у них получится подтвердить специализацию. Вернуть айтишников помогла бы возможность получить готовую квартиру с переходом права собственности через 10-20 лет работы в области IT, считает Тимошенко из Innostage.
Также IT-компании предлагают скорректировать ставку НДФЛ для специалистов, однако среди них нет единого мнения, в какую сторону должны быть изменения. На айтишников можно распространить налоговые льготы, которыми пользуются их работодатели, что приведет к пониженным ставкам НДФЛ для таких специалистов, считает Кириллов. Гендиректор CorpSoft24 Константин Рензяев, напротив, предлагает использовать НДФЛ в качестве «кнута», повысив этот налог для эмигрировавших айтишников, которые продолжают работать на российские компании.
«Таких специалистов значительное количество, им вполне можно организационно закрыть «лазейки» с ИП и самозанятостью. Они зарабатывают в России, а тратят в Армении, Турции, Грузии и так далее, вкладываясь в экономику других стран», — объяснил он. Сейчас налог для нерезидентов (которые находятся вне территории России более 180 дней) составляет 30%, и с «перебежчиков можно брать больше», считает он. В качестве «пряника» власти могут не только обеспечить безопасность работы IT-специалистов в России, но и помочь компаниям выйти на новые, доступные и дружественные рынки, подчеркнул Рензяев.
Отчасти стимулом для возвращения в Россию IT-специалистов послужат меняющиеся условия жизни за границей, считают эксперты. На мировых рынках идет колоссальный спад инвестиций в стартапы, а многие ведущие IT-компании мира (Meta (признана в России экстремистской и запрещена), Twitter (заблокирован в России), Amazon) заявили о беспрецедентном сокращении штата до 15%, что безусловно может отразиться на востребованности российских специалистов за рубежом, отметил Евгений Титаренко. «Хоть наши айтишники, пожалуй, самые сильные в мире, вполне возможно, что в 2023 году начнется жесткая конкуренция с коллегами из других стран за работу в IT-сфере вне России», — считает он.
В тех странах, куда массово уехали россияне, значительно выросла стоимость аренды из-за резкого наплыва арендаторов, при этом приток специалистов снизил предложение по оплате труда из-за роста предложения, объяснил директор по стратегическому развитию ГК Innostage Андрей Тимошенко. «Высокая стоимость жизни при сниженной оплате труда — серьезный стимул для возвращения», — подчеркнул Тимошенко.
Однако глава Института исследований интернета Карен Казарян не верит, что какие-либо новые меры по возвращению IT-специалистов будут эффективны. «Хоть отсрочка от мобилизации и решает часть проблем, люди все равно хотят комфорта и спокойствия», — считает он. Поэтому значительная часть айтишников может вернуться уже после окончания «спецоперации». «Тренд на цифровых кочевников также никуда не делся — пусть они живут там, где им нравится, но работают на российские компании, на это и должна быть направлена программа Минцифры», — заключил он.
Часть специалистов уже вернулась в Россию, но есть и те, кто утверждает, что никакие послабления в налоговом законодательстве и другие меры поддержки не способны повлиять на их решение о возвращении назад, рассказал директор направления «Электронный документооборот» компании КРОК Василий Мухин. Их бескомпромиссность наталкивает на мысль, что подходы к развитию отечественного рынка IT-кадров в ближайшей перспективе стоит пересмотреть, считает он. Поэтому государству стоит обратить особое внимание на развитие IT-образования среди детей и молодежи, «ведь глобально страна нуждается в новом поколении специалистов, которые будут уже со школьной скамьи нацелены на развитие российской IT-инфраструктуры», подчеркнул Мухин.
Как уезжали айтишники
В марте 2022 года глава Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко заявил, что после начала «спецоперации» на Украине страну покинули 50 000-70 000 IT-специалистов. Президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров приводил более скромные оценки: по его данным, на конец апреля из России выехало до 40 000 специалистов.
Спустя 3-4 месяца после начала «спецоперации» доля убывающих и прибывающих айтишников выравнялась, а затем отток и вовсе превратился в приток, и так продолжалось до начала частичной мобилизации, рассказал ранее на пресс-конференции ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. Однако, по его словам, сентябрьский всплеск отъезда айтишников «был сильно купирован действиями министра и правительства по освобождению IT-специалистов от мобилизации».
В первые месяцы «спецоперации» происходил организованный выезд чартерными рейсами персонала центров разработки зарубежных корпораций и спорадический отъезд фрилансеров и некоторых сотрудников компаний экспортеров, рассказал Макаров. Среди второй категории в основном выезжали молодые люди, опасавшиеся мобилизации и не связанные со страной семейными узами и историческими ценностями. Однако после начала частичной мобилизации страну покинули и более возрастные IT-специалисты, подчеркнул он.
По данным опроса HR-холдинга Ventra (в июне компания купила российский бизнес крупного международного кадрового агентства Kelly Services), который проводился с 5 по 15 сентября, в 2022 году в другие страны уже уехали 6% IT-специалистов, еще 25% планировали релокацию в течение ближайшего года. При этом в компании признали, что с началом частичной мобилизации 21 сентября процент эмигрировавших или планирующих эмиграцию IT-специалистов вырос, но не назвали конкретных данных.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.