К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Учат в школе: почему TikTok — не лучшее место для студентов

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В TikTok набирает популярность хэштег #LearnOnTikTok («учимся в TikTok»). Но как показывают исследования, каждый пятый видеоролик в соцсети на такие популярные темы, как изменение климата, COVID-19 и «спецоперация»* на Украине содержит ложную информацию. Издательство McGraw Hill намерено бороться с дезинформацией при помощи собственного приложения, похожего на «гибрид учебника и TikTok»

Когда Джошуа Мартин проводит в TikTok урок алгебры, математического анализа или физики, к прямой трансляции подключаются и отключаются от нее десятки тысяч зрителей, а 1000 или чуть больше остаются с ним на протяжении всего часа ― таким количеством людей можно несколько раз заполнить большой университетский лекционный зал. Но студенты, которые пропускают его прямые трансляции или просто хотят разобрать главный тезис занятия, должны переходить на YouTube-канал Мартина под названием Ludus. Там можно найти такие же подробные разборы по запросу аудитории.

Так все и устроено. TikTok славится своей скупостью по отношению к создателям контента. В прошлом месяце за 115 000 просмотров всех своих видео 23-летний Мартин, аспирант-физик в Университете Стоуни-Брук в штате Нью-Йорк, проработавший к тому же один год учителем физики в старшей школе, получил из учрежденного социальной сетью специального фонда для выплат авторам $0,79. Зато доходы от рекламы на YouTube составляет $500 в месяц.

Объем научной дезинформации в TikTok, как и количество ее просмотров, расстраивает Мартина еще больше, чем невозможность заработать в популярной соцсети. Тогда зачем вообще пытаться что-то делать на платформе? Затем, что именно там его потенциальные ученики в большом количестве. Свой первый тикток Мартин опубликовал в 2019 году, и сейчас у него — 600 000 подписчиков. В первом видео он учил быстро умножать числа на девять, а в другом ролике призывал студентов перейти на его YouTube-канал, где он помогает учащимся разбираться с физикой и математикой. «Это видео набрало 4 млн просмотров, а количество подписчиков на YouTube увеличилось с 1500 до 40 000 за одну ночь», ― поражается Мартин. Сейчас на его YouTube-канал подписаны 85 000 человек.

 

Поскольку TikTok стремительно вышел за пределы сугубо развлекательного сегмента, на площадке вырос и аппетит к вспомогательным учебным материалам, причем больше стало как качественного контента, так и псевдонаучного мусора. Ролики по хэштегу #studytok («тикток-урок») пользователи посмотрели в общей сложности 6 млрд раз. По данным аналитического агентства Pentos, одним из самых популярных хэштегов на платформе является #LearnOnTikTok («учимся в TikTok»), у видео с ним свыше 412 млрд просмотров. Начиная с июня, когда Pentos стал отслеживать эту метку, количество роликов с ней увеличилось на 15%, то есть даже больше, чем у других популярных хэштегов вроде #dance («танцы»), #meme («мем»), #comedy («комедия»), #makeup («макияж») и #storytime («время историй») за аналогичный период.

В ходе недавнего опроса, проведенного издательством McGraw Hill, которое специализируется на учебной и справочной литературе, выяснилось, что 75% студентов колледжей ищут вспомогательные материалы в социальных сетях, преимущественно в TikTok и на YouTube.

 

На самом деле издательскому дому со 134-летней историей идти в ногу с трендами социальных сетей удается с большим трудом. В октябре он выпустил приложение под названием Sharpen, которое помогает учащимся освоить учебный материал с помощью коротких развлекательных видеороликов. Материалы воспроизводятся друг за другом с перерывами на небольшие тесты, после которых пользователь вознаграждается поздравительной заставкой в стиле Duolingo.

«После восьми минут им включается экран с поздравлением, и затем начинается увлекательный тест, закрепляющий только что пройденную тему, ― объясняет Джастин Сингх, директор по трансформации McGraw Hill. ― И так же, как это заведено в TikTok или Reels на Instagram, продолжать можно, пока не надоест».

Сингх говорит, что, по словам одного студента, Sharpen похож на «гибрид учебника и TikTok». Руководитель надеется, что учащиеся предпочтут такое сочетание социальным сетям, ведь материал точен и соотносится с уроками в пособиях. В приложении не указываются конкретные страницы учебников McGraw Hill, и оно будет полезно всем студентам вне зависимости от того, какой они пользуются книгой. Пока что Sharpen доступен в App Store бесплатно и включает в себя 18 различных курсов — от анатомии до музыки и ведения бизнеса, а еще 50 появятся в следующем месяце.

 

По мнению Сингха, TikTok в целом сложно назвать надежным наставником — на платформе процветает дезинформация. Недавнее исследование, проведенное сайтом NewsGuard, который осуществляет мониторинг средств массовой информации, показало, что каждый пятый видеоролик на такие популярные темы, как изменение климата, COVID-19 и «спецоперация»* на Украине содержит ложную информацию, и что результаты поиска в TikTok обычно менее однозначны и точны, чем в выдаче от Google. Тем не менее в отчете NewsGuard сказано: «В июне TikTok запустил рекламную кампанию под хэштегом #TikTokTaughtMe («я узнал в TikTok»), заявив, что «знания, которые можно получить в TikTok, безграничны».

Нужны конкретные примеры? Автор одного аккаунта с хэштегами #science («наука») и #astronomy («астрономия») и 230 000 подписчиков публикует видео, где утверждается, будто в Библии предсказан Большой взрыв, подвергает сомнению возраст Вселенной и призывает зрителей сомневаться в современной науке. По метке #psychology («психология») можно найти множество роликов, где поведение человека объясняется поверхностным пересказом психологических исследований либо без указания первоисточника вообще.

Как заявляет Мартин, в ленте ему часто попадаются авторы контента, собирающие просмотры и подписчиков на материалах, по которым якобы можно научиться отвечать на «самый сложный вопрос стандартизированного выпускного экзамена, что само по себе лишено всякого смысла, так как единого теста нет ― каждое учебное заведение делает свою собственную версию, и ответы всегда разные».

Как бы там ни было, заучки из числа зумеров и миллениалов прощаться с площадкой не спешат. Форрест Валкай, 30-летний аспирант, получающий степень антрополога в сфере биомедицины в Университете Талсы, является создателем TikTok-аккаунта @renegadescienceteacher с 1,4 млн подписчиков. Он проводит на площадке много времени в борьбе с дезинформацией. Его самые популярные ролики ― это непосредственные разборы недостоверной информации по вопросам полового воспитания, гендера и теории эволюции.

В прошлом месяце Валкай скооперировался с другими авторами, чтобы убедить TikTok удалить страницу, публиковавшую контент с невероятными теориями заговора о том, как вести здоровый образ жизни. «Он постил видео о том, что нельзя принимать антибиотики, так как они разрушают каждую клетку тела. А еще, по его словам, полезно смотреть на солнце, потому что так делали индейцы», ― рассказывает тиктокер. После того, как на эти видео пожаловалось много пользователей, аккаунт был удален. «Мы избавились от это аккаунта, но видео того парня смотрели сотни тысяч людей. Ему ставили миллионы лайков, ― сетует Валкай. ― В комментариях у него было полно записей вроде: «Ого! Так и знал, что медики все врут».

 

Помимо борьбы с дезинформацией Валкай не уходит из TikTok еще и потому, что популярность на платформе приводит к оплачиваемым выступлениям на различных мероприятиях. «Это отличный способ, чтобы обо мне и моей работе узнало больше людей, чтобы им полюбилось то, чем я занимаюсь. Это просто чудесно, ― признается мужчина. ― Плохо в TikTok то, что правила сообщества на площадке еще хуже, чем если бы их вообще не было. В приложении бурно процветает дезинформация о медицине и науке, а также расизм, и для исправления ситуации TikTok не делает почти ничего».

Многочисленные запросы комментариев для материала в пресс-службе TikTok оставили без внимания, однако в сентябре представители компании заявляли NewsGuard о том, что в правилах сообщества TikTok «ясно сказано, что мы не разрешаем распространять вредную дезинформацию, включая дезинформацию по медицине, и такие публикации с платформы удаляем. Для продвижения авторитетного контента по темам, касающимся вопросов здравоохранения, мы сотрудничаем с заслуживающими доверия источниками, а при оценке достоверности контента привлекаем к процессу независимых фактчекеров».

Во II квартале 2022 года за нарушение правил TikTok удалил свыше 113 млн видео, но за нарушение правил касательно целостности и достоверности данных (сюда входят и положения о распространении дезинформации) было удалено менее 1% от общего числа роликов. Бóльшая часть удаленных материалов исчезла с платформы за нарушение правил, касающихся безопасности несовершеннолетних, незаконных действий, товаров ограниченного обращения, изображения наготы и действий сексуального характера.

Разумеется, главным козырем TikTok является то, что создавать контент может кто угодно. В июле 2020 года помогать учиться другим невольно стала медсестра скорой помощи Стефани Беггс (сегодня у нее 600 000 подписчиков). Тогда она начинала готовиться к экзамену на квалификацию и записывала свои первые видео.

 

«Во время COVID-19 общаться мне было не с кем, ведь мы все сидели по домам на карантине. Поэтому я начала снимать видео по своим темам подготовки, ― вспоминает Беггс. ― Тогда TikTok становился дико популярным. Я опубликовала видео, где заучиваю тему, ничего особенного не ожидая, и оно завирусилось». 

Девушка снимает тиктоки в форме медработника перед уходом на 12-часовую рабочую смену. В одном из самых популярных роликов она рассказывает зрителям, как легко запомнить самые распространенные углы наклона и точки для введения инъекции. Многие видео Беггс состоят из минутных объяснений по разноцветным исписанным страницам, которые она составляет при подготовке к лицензионному экзамену для медсестер (NCLEX), государственной аккредитации, которую для получения лицензии на медицинскую деятельность в Соединенных Штатах проходят все медсестры. Все видео девушки собирают десятки тысяч просмотров ― даже ролик об уретральных катетерах посмотрели 57 000 раз. При создании контента она руководствуется тем, чему научилась в школе медсестер, а также собственным опытом в отделении скорой помощи.

«База для младшего медперсонала ― к примеру, патофизиология инфаркта ― неизменна. ― уточняет Беггс. ― Информация из любого пособия, от любого специалиста, объясняющего патофизиологию сердечного приступа, всегда будет одна и та же».

Действительно ли студенты извлекают пользу из коротких образовательных видео, пусть даже достоверных ― большой вопрос. Из одного исследования в другое результаты показывают, что использование мобильных телефонов и социальных сетей отрицательно сказывается на успеваемости, концентрации внимания и настроении.

 

Эндрю Лепп, преподаватель Университета штата Огайо в Кенте, изучающий влияние мобильных телефонов и соцсетей на успеваемость и состояние учащихся, к идее применения TikTok в качестве полноценного источника справочных материалов относится весьма скептично. Он считает, что в лучшем случае приложение будет не помогать, а лишь отвлекать от учебы.

«TikTok рассчитан на то, чтобы схватить вас в свои когти и больше не отпускать, ― предостерегает эксперт. ― Поэтому приложение можно открыть с намерением найти какой-нибудь ответ, дополнительные сведения или что-то еще, но я уверен, что в итоге, едва открыв приложение, многие просто скатываются обратно к привычной развлекательной ленте TikTok».

Лепп имеет доказательства того, что пользование социальными сетями и телефоном может привести к более серьезным последствиям. Недавно он опубликовал научное исследование, в результате которого выяснилось, что 15 минут взаимодействия с соцсетями негативно влияют на настроение студентов. В ходе еще одной работы стало очевидно, что частое пользование сотовым телефоном коррелирует с сокращением успеваемости. По мнению Леппа, вероятность того, что в TikTok учащиеся могут эффективно осваивать темы, крайне мала.

Лепп отмечает, что социальные сети бывают полезны, если применяются «для связи с другими людьми при планировании совместного времяпрепровождения в офлайне». «Но есть и нездоровый подход, ― добавляет он. ― Когда падаешь в кротовую нору... Переходишь от одного поста к следующему, отвлекаешься, залипаешь и теряешь 20-30 минут от учебного времени, пока не опомнишься».

 

Перевод текста Forbes USA

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+