Ozon Global (подразделение по работе с международными продавцами и заказу товаров из-за рубежа) открыло представительство в Стамбуле, говорится в релизе, поступившем в Forbes. Представительство в Турции нужно для того, чтобы привлечь на маркетплейс турецких продавцов и предоставить покупателям доступ к турецким товарам, отметили в компании. По данным Ozon, в первом полугодии 2022 года количество продавцов из Турции на маркетплейсе выросло вдвое, а оборот товаров из Турции в Россию — втрое год к году. Точные цифры в компании раскрыть отказались. По данным Ozon, на маркетплейсе среди турецких товаров больше всего пользуются популярностью бренды одежды, сантехники, бытовой техники, кофе и турецких сладостей. В основном Ozon делает ставку на местные марки одежды, такие как LC Waikiki, Mavi, Lescon, Koton, Derimod и Tac.
Директором Ozon в Турции с 15 августа стала Хазал Мараш, которая более 10 лет работала в ретейле и коммерции, отметили в компании. До этого Мараш работала на позиции руководителя отдела продаж в компании Hepsiburada, которая является одной из крупнейших в Турции платформ для онлайн-покупок, следует из ее профиля в LinkedIn. Платформа Hepsiburada была первой турецкой компанией, которая провела IPO на бирже Nasdaq в 2021 году, инвесторы оценили ее в $3,9 млрд. Кроме того, Мараш была сотрудником таких международных компаний, как Calzedonia Group и Inditex (владеет брендами Zara, Massimo Dutti, Oysho и другими). Она окончила Галатасарайский университет (Стамбул), где изучала электронную коммерцию и управление цепочками поставок.
В представительстве Ozon в Турции будет работать на первом этапе до 10 человек, для них компания арендовала офис в центре Стамбула, отметили в пресс-службе. Мараш опубликовала 29 августа пост в LinkedIn о том, что планирует нанять в офис компании в Турции старшего и младшего менеджеров по работе с ключевыми клиентами (по всем категориям товаров), продуктового аналитика, помощника исполнительного директора и других сотрудников. «Мы хотим помочь турецким продавцам наладить поток продаж из Турции в Россию», — приводятся в релизе слова Мараш.
Кроме того, Ozon Global запустил в Турции партнерскую доставку для быстрой перевозки в Россию, благодаря чему сроки доставки сократятся почти вдвое (от шести дней без сборки). «Мы готовы предложить местным партнерам свои логистические решения по доставке товаров из-за рубежа, организуем поддержку для продавцов и покупателей на турецком языке, чтобы убрать коммуникационные барьеры», — цитируется в релизе компании гендиректор Ozon Global Степан Гусамов.
В начале августа Ozon Global провел профильную конференцию в Стамбуле, на которой рассказал о планах работы компании в Турции, писало местное издание Yeni Safak. Во время него Мараш заявила, что компания планирует увеличить объем иностранной валюты для турецких продавцов за счет увеличения объемов микроэкспорта в Россию. По данным издания, россияне уже знают о турецких брендах благодаря товарам в торговых центрах и поездкам в Турцию, а открытие представительства Ozon позволит увеличить онлайн-продажи местных брендов.
Представитель «Яндекс.Маркета» рассказал Forbes, что у компании есть прямые закупки из многих стран, в том числе из Турции.
Турция — сложный рынок со своими правилами, который стал очень привлекательным для отечественных компаний, потому что турки готовы торговать с Россией без ограничений, считает партнер исследовательской компании Data Insight Федор Вирин. Курс лиры слабый, следовательно, товары из Турции стоят дешево, добавил он. Вирин считает открытие офиса в Турции хорошим шагом для увеличения потока товаров из этой страны в Россию и увеличения количества местных продавцов: «А особенности ведения бизнеса в стране требуют личного присутствия».
В условиях, когда ряд международных брендов из Европы покинули Россию, поставки турецких товаров могут значительно вырасти, рассуждает гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, открыть офис в Турции важно, чтобы оказывать поддержку селлерам на их языке. «Количество потенциальных продавцов из Турции может достигнуть нескольких тысяч. Для Ozon будет достойным результатом, если они привлекут на платформу 1000–1500 селлеров в течение следующего года», — считает Бурмистров.
«Яндекс» открыл офис в Турции еще в 2011 году, а в 2012-м зарегистрировал компанию Yandex Reklamcilik Hizmetleri Limited Şirketi. Она развивала для местного рынка специальную версию «Яндекс.Браузера», голосового помощника «Алиса» и т. д. В 2018 году «Яндекс.Маркет» (тогда еще совместное предприятие «Яндекса» и Сбербанка) договорился о партнерстве с Hepsiburada. Тогда пользователи сервиса получили доступ к одежде, обуви, товарам для дома, бытовой технике из Турции.
Однако в 2020 году «Яндекс» закрыл офис в Турции и перевел все операции с партнерами и рекламодателями в другие офисы. По данным турецких СМИ, такое решение было связано с экономическими последствиями развивающейся тогда пандемии коронавируса. Кроме того, СМИ указали на совпадение сроков закрытия офиса «Яндекса» и принятия закона о регулировании соцсетей, согласно которому компании должны открыть свои представительства на территории Турции и назначить официальных представителей для выполнения требований местного законодательства.
При этом турецкий офис «Яндекса» до закрытия оставался прибыльным, особенно в сегменте электронной коммерции, навигации и маркетинга. «Яндекс» тогда сообщал, что все сервисы компании продолжат работу в Турции.