К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как иностранные соцсети теряют популярность в России после «спецоперации»

Фото Michael Gottschalk / Getty Images
Фото Michael Gottschalk / Getty Images
Ежедневная российская аудитория признанных экстремистскими и запрещенных в России соцсетей Facebook и Instagram сократилась с января по июль 2022 года в восемь и почти в четыре раза соответственно, следует из данных исследовательской компании Mediascope. Больше всего от блокировки иностранных сетей выиграл мессенджер Telegram — его суточная аудитория в России выросла за полгода на 66%, до 41,5 млн человек. Эксперты считают, что часть аудитории также мог «перетянуть» на себя американский мессенджер Discord

Экстремистские соцсети

Ежедневная аудитория Facebook (принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) в России сократилась с января по июль 2022 года в восемь раз, а аудитория Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) — почти в четыре раза, следует из данных исследовательской компании Mediascope. Специально для Forbes Mediascope подсчитала ежедневную аудиторию самых популярных в России социальных сетей. Данные охватывают все население России в возрасте от 12 лет. 

Mediascope рассчитал данные по Facebook и Instagram в двух разрезах — с учетом сессий любой длительности и с учетом сессий длительностью от 5 минут и больше. К первому показателю относятся в том числе случаи, когда человек заходит в приложение Facebook и Instagram, но тут же выходит, поскольку в нем ничего не работает или не обновляется из-за блокировки (при этом такая сессия засчитывается), отметили в компании.

После начала «спецоперации»* России на Украине аудитория Instagram упала на 21,5%, с 37,8 млн в феврале до 30 млн пользователей в марте. Затем в апреле востребованность Instagram упала еще вдвое — до 14,2 млн человек. К июлю среднесуточное количество пользователей снизилось до 10,6 млн. Если говорить о сессиях, которые длились дольше 5 минут, то здесь количество пользователей снижалось еще быстрее. С февраля по март аудитория упала на 41%, с 28,9 млн до 16,9 млн пользователей, а с марта по апрель снизилась почти в три раза — до 6 млн человек. К июлю среднесуточный охват мобильного приложения Instagram сократился до 5,5 млн.

 

Аудитория соцсети Facebook снизилась в 4,7 раза, с примерно 9 млн пользователей в феврале до 1,9 млн в июле. При этом дольше 5 минут в приложении Facebook в феврале проводили 2,7 млн человек, а в июле — всего 305 000 пользователей. 

В России Facebook заблокирован 4 марта Роскомнадзором из-за 26 случаев «дискриминации российских СМИ и информационных ресурсов» со стороны соцсети. Instagram стал недоступен на территории нашей страны с 11 марта. 

 

«Аудитория Facebook и Instagram могла упасть, но не так радикально», — считает руководитель общественной организации «Роскомсвобода» Артем Козлюк. По его словам, в связи с огромным количеством блокировок медиа и социальных сервисов россияне стали активно использовать VPN и заходят в сеть не под своими IP-адресами, поэтому методология подсчета вызывает вопросы. Представитель Mediascope рассказал, что данные собираются с помощью технологии, которая измеряет заходы пользователей на сайты или мобильные приложения независимо от того, включен ли у них VPN. 

Бенефициары блокировок

Самый заметный рост пользователей произошел у мессенджера Telegram: за полгода его аудитория выросла на 66%, с 25 млн в январе до 41,5 млн человек в сутки в июле. Основной скачок случился в марте — аудитория увеличилась до 40,6 млн по сравнению с 27,5 млн в феврале. В марте Госдума и Совет Федерации России одобрили закон, предусматривающий до 15 лет лишения свободы за «фейки» о действиях российских военных. После этого некоторые СМИ заявили о прекращении работы в России.

В Telegram пользователи идут за новостным контентом: многие читают новости в мессенджере — это удобно и не нужно включать VPN, говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. Например, у заблокированного медиа «Медуза» (признано иностранным агентом) в Telegram больше миллиона подписчиков, отметил он. Telegram-каналы стали заменять людям медиа, согласен Козлюк из «Роскомсвободы». По его словам, пользователи идут туда за независимой информацией.

 

Выросла и аудитория соцсети «ВКонтакте» с 46 млн человек в январе до 50 млн в июле, следует из данных Mediascope. Но рост аудитории соцсети сильно замедлился с марта, говорит Казарян. По его словам, это может быть связано с тем, что в первый месяц после начала «спецоперации» во «ВКонтакте» пришли те пользователи, которые собирались продвигать на этой площадке свой бизнес. «В соцсети остались те, кому «ВКонтакте» нужен для работы, а остальные предпочитают пользоваться VPN», — считает он. Источник, близкий к VK (владеет соцсетью) рассказал Forbes, что на рост аудитории «ВКонтакте» повлиял эффект большой базы: площадка и так охватывала почти всех интернет-пользователей в России. 

Представитель «ВКонтакте» рассказал Forbes, что аудитория соцсети растет даже летом, когда люди обычно отдыхают и меньше проводят времени в интернете. По его словам, самое важное, что увеличилась не только аудитория, но и ее активность — время, которое пользователи проводят в соцсети, выросло на 7% с января по июль 2022 года. 

Было бы очень интересно посмотреть статистику мессенджера Discord, продолжает Казарян из РАЭК: «Аудитория могла распределяться по большему числу ресурсов, а Discord — достаточно популярный сервис, примерно на уровне Twitter». В Discord не ответили на запрос Forbes. 

Среди новых трендов в Рунете — рост числа СМИ, которые существуют в виде e-mail-рассылок, говорит Козлюк из «Роскомсвободы». По его словам, многие СМИ теперь используют этот вид донесения информации из-за блокировок, либо просто делают отдельные проекты рассылок, чтобы диверсифицировать потоки распространения информации. «E-mail-рассылки переживают второе рождение», — уверен он.

Кроме того, СМИ и соцсети пытаются открывать свои сайты в доменной зоне .onion в сети Tor, отметил руководитель «Роскомсвободы». Там давно есть представительства у The New York Times, Facebook и других проектов. «Российские СМИ тоже стали присматриваться к таким децентрализованным анонимным площадкам. Сейчас они не настолько популярны, чтобы говорить о миллионах пользователей, но чем больше страны, в том числе и Россия, будут вводить ограничения, тем быстрее будут развиваться децентрализованные платформы, где нет власти ни государства, ни корпораций», — сказал Козлюк.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+