Аналитики предсказали откат доходов концертной индустрии на пять лет назад
Аналитики «Технологии доверия», бывшей PwC в России, и креативного бюро «К22» прогнозируют падение доходов музыкальной индустрии в России до уровня 2017 года. При этом выручка отечественных музыкальных стриминговых сервисов вырастет на 20–25% год к году. Этому поможет, в частности, переток подписчиков Spotify и Apple Music на российские сервисы
Доходы российской концертной индустрии в России упадут до уровня 2017 года. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование музыкального рынка Москвы, которое подготовлено компанией «Технологии доверия» (ранее PwC в России) и креативным бюро «К22». Падение доходов авторы исследования связали с низкой маржинальностью концертной деятельности (2–5%) и выпадением доходов от выступлений зарубежных артистов.
Эксперты оценивают московский музыкальный рынок в половину российского, а некоторые сегменты (агрегаторы, крупные лейблы) представлены исключительно в Москве. Аналитики указывают, что российский слушатель лишился концертов мировых звезд — Imagine Dragons, Green Day, Slipknot, Bjork и многие другие. Отдельные промоутеры, к примеру, компании Pop Farm и TCI, отменили десятки концертов только за несколько недель марта, напоминают авторы исследования. По политическим мотивам в России не планирует выступать ряд российских исполнителей — Facе (Иван Дремин, признан СМИ-иноагентом), Noize MC, Oxxxymiron, Земфира и другие, добавляют они.
Прогнозы аналитиков по рынку музыкального стриминга более оптимистичны — они ожидают роста в 20–25%. Маржинальность этого сегмента оценивается экспертами около 15%. Они полагают, что уход с рынка Spotify в апреле 2022 года и потеря части подписчиков Apple Music из-за приостановки работы в России платежных систем Visa и Mastercard приведет к перераспределению аудитории потоковой музыки.
Ситуация на рынке «предоставляет потенциал для появления новых игроков», отмечают исследователи. По оценке собеседника на музыкальном рынке, у Spotify в России было около 1 млн подписчиков, из которых примерно половина перешла на «Яндекс Музыку». Рост доходов стримингов будет тормозить пиратство, а в каталоги отечественных агрегаторов и соответственно стриминговых сервисов не попадут новинки мировой эстрады, считают аналитики.
На фоне приостановки работы Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group в России «Яндекс.Музыка» и «VK Музыка» уже лишились части зарубежных премьер. В «Яндексе» заявили о ежедневном пополнении музыкального каталога. «Доступ к новым трекам части зарубежных правообладателей пока ограничен в России. Мы работаем над решением этого вопроса»,— сказали в компании. По ее оценке, рост рынка музыкального стриминга в России в 2022 году не замедлился.
В «Звуке» (ранее «Сбер.Звук») отметили, что «оттока пользователей не наблюдается». Сервис заверил, что продолжает работать «со всеми отечественными и международными правообладателями». Исполнительный директор Zvonko Group Дмитрий Коннов в ходе Российской креативной недели в июле заявлял, что 82% музыки, которую сейчас слушают в России,— русская музыка, поэтому для большинства слушателей зарубежные исполнители не очень важны.
О скором восстановлении концертной индустрии действительно речи не идет, считает главный редактор InterMedia Евгений Сафронов. По его словам, пик индустрии пришелся на 2013 год, но мировой кризис и первая волна санкций обрушили ее на 25–35%. В 2020 году ожидалось восстановление до уровня 2013 года, но пандемия обернулась для отрасли катастрофой. В 2022 году, по его словам, началось восстановление, но индустрия в одночасье лишилась всех зарубежных и многих отечественных звезд. «Без их возвращения восстановление может занять и десять, а то и двадцать лет», — отметил Сафронов.