«Яндекс» создал промышленных роботов для складов и дарксторов
Подсчет за секунды
«Яндекс» разработал и протестировал двух промышленных роботов для складов и дарксторов, рассказал Forbes представитель компании. Устройства создавали специалисты робототехнических подразделений из «Маркета» и «Лавки». При разработке роботов для складов они консультировались с командой беспилотников «Яндекса», отметили в компании. Промышленных роботов «Яндекс» будет внедрять на своих складах и предлагать сторонним клиентам, в том числе за рубежом. В каких именно странах, компания уточнить отказалась. «Яндекс» будет продавать «железо», софт и сервисы робота для складов, и только софт робота — для дарксторов. Роботы, которые работают на собственном программном обеспечении «Яндекса», собираются из деталей и комплектующих из разных стран, часть произведена под заказ в России, отметили в пресс-службе. Их разработка началась в конце 2021 года.
Робота «Маркета» компания сейчас использует в самом крупном логистическом комплексе маркетплейса площадью 80 000 кв. м в подмосковном Софьине. Робот проводит инвентаризацию крупногабаритных товаров (стиральных машин, холодильников, плит), а также больших партий товаров, хранящихся на палетах (крупы, сахар, масло, макароны), отметили в компании. Устройство оснащено лидаром, ультразвуковыми сенсорами и камерами, с помощью которых оно определяет свое местоположение в пространстве, используя карту склада. Робот передвигается вдоль стеллажей, распознает товары и палеты, сканирует прикрепленные к ним QR-коды и заносит полученную информацию в систему учета. По словам представителя «Яндекса», робот может посчитать количество товара на одной палете менее, чем за секунду, в то время как у человека на это уходит около двух минут. В компании рассчитывают, что в перспективе робот сможет проводить инвентаризацию целого блока на складе площадью 20 000 кв. м.
Робот «Лавки» должен размещать товары в пределах даркстора и собирать заказы: сейчас «Яндекс» тестирует его прототип на специальной площадке в Москве, которая моделирует реальный даркстор — нестандартной формы и с неровным полом. Устройство может работать в маленьких и больших помещениях, оно передвигается по маршрутам разной сложности — например, может ездить по кругу и менять траекторию движения, не разворачиваясь, говорят в компании. Робот устойчив к низким температурам, которые поддерживаются на складах с продуктами. По задумке «Яндекса», после того как клиент сделает заказ в «Лавке», робот должен сам взять с полок нужное количество товара и принести сотруднику склада, чтобы он собрал покупку. Размер робота немного больше, чем контейнер, который он перемещает. В результате ассортимент дарксторов должен увеличиться за счет того, что стеллажи можно будет ставить плотнее друг к другу, рассчитывают в компании. Во время тестирования на полигоне объем хранения товаров удалось увеличить примерно в два раза, отметили в «Яндексе».
Стоимость робота «Маркета» позволяет его окупить примерно за два года, а робота «Лавки» — за полтора, отметили в компании. «Яндекс» отказался раскрыть цену устройств. По данным компании, общая площадь складов «Маркета» превышает 300 000 кв. м в логистических комплексах в разных городах. У «Лавки» всего около 450 дарксторов.
Несформированный рынок
На складах роботы необходимы, например для инвентаризации, особенно в крупных помещениях: обычно эта процедура занимает 2-3 дня и требует участия около 20 человек, на это время склад замораживается, а компания терпит убытки, говорит партнер Phystech Ventures Данила Шапошников. По его словам, масштабные решения для автоматизации, такие как на нескольких полностью автономных распределительных центрах Amazon, не стали особо популярны, потому что у них очень долгий срок окупаемости, но более простые форматы, например автоматизация расфасовки товара, имеют смысл.
После начала «спецоперации»* на Украине рынок в России изменился, многие крупные иностранные компании перестали поставлять решения в Россию, поэтому те компании, которые еще не автоматизировали свои склады, будут искать продукты у отечественных производителей, считает Шапошников. Он добавил, что в России рынок робототехники еще не сформирован и явных лидеров на нем нет, поэтому «Яндексу» будет несложно занять на этом рынке свою нишу.
Мировой объем рынка складской роботизации в 2021 году составил $6,21 млрд и при среднегодовом темпе роста 9,5% к 2030 году достигнет $14,73 млрд, по данным исследовательского агентства Next Move Strategy Consulting. Эксперты Mordor Intelligence ожидают, что рынок вырастет до $23,09 млрд уже в 2027 году (с $9,88 млрд в 2021 году, увеличиваясь в среднем на 15,33% каждый год).
«Яндекс» мог бы поставлять свои решения в Юго-Восточную Азию, Индию, Китай и Латинскую Америку, которые продолжают экономические отношения с Россией, считает старший руководитель программ в области робототехники и искусственного интеллекта кластера информационных технологий фонда «Сколково» Павел Кривозубов. По его словам, у компании уже есть хороший пример реализации робототехнического решения — «Яндекс.Ровер».
Логистическая инфраструктура имеет огромный потенциал для автоматизации и роботизации, говорит представитель Ozon: «Даже небольшие изменения могут сделать логистику дешевле и гибче, и для огромной инфраструктуры в сотни тысяч квадратных метров это особенно актуально». На складах Ozon недавно стали появляться устройства для автоматической сортировки, добавил он.
Представитель Wildberries рассказал, что большую часть складского софта сотрудники компании также разрабатывают и пишут сами: «Поэтому прием поставок от предпринимателей, сортировка товаров, обработка возвратов от покупателей и их дальнейшее распределение автоматизированы».
Исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники Ольга Мудрова говорит, что в России технологиями цифрового склада активно занимается MetraRobotics — она производит автоматически управляемые тележки. Отечественная Ronavi Robotics предлагает решения по логистическим роботам, добавила Мудрова. По ее словам, новые продукты на рынке робототехники могут быть востребованы за счет либо уникальности технологического решения, либо при наличии конкурентоспособной цены.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.