Мобильные операторы сократили раздачу подарочных сим-карт из-за дефицита чипов
«Вымпелком» (бренд «Билайн») отказался от раздачи бесплатных сим-карт, а «Мегафон» уменьшил количество таких сим-карт. Операторы экономят на фоне роста себестоимости сим-карт из-за дефицита чипов и сбоев логистики. Сворачивание привычной практики может негативно отразиться на статистике прироста абонентских баз, предупреждают эксперты
«Вымпелком» (бренд «Билайн») отказался от раздачи бесплатных сим-карт в подарок при заключении контракта на оказание услуг связи или при приобретении устройств в рознице оператора, «Мегафон» уменьшил количество таких сим-карт. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на представителей операторов связи.
Исполнительный вице-президент по розничному бизнесу «Вымпелкома» Светлана Кирсанова рассказала, что в компании «начали более чутко управлять отгрузками сим-карт». По ее словам, оператор намерен последовательно снижать такие инструменты продаж, как сэмплинг, или раздача. Кирсанова отметила, что на рынке сейчас существенно меньше новых абонентов: это дети, нерезиденты и перешедшие от других операторов абоненты. По ее словам, отказ от раздач сим-карт актуален и в связи с их удорожанием.
Похожую стратегию выбрал «Мегафон»: в компании сообщили, что предлагают подарочные сим-карты, но в меньших объемах. В МТС сказали, что «давно отказались от экстенсивного увеличения абонентской базы, сосредоточившись на лояльности клиентов и снижении их оттока». В Tele2 отказались от комментариев. Себестоимость сим-карт для операторов за полгода выросла в 2,5 раза, рассказал собеседник в телеком-компании. По словам другого собеседника в отрасли, рост цен произошел во время пандемии на фоне глобального дефицита чипов.
Операторы приобретали сим-карты у зарубежных поставщиков: Gemalto, Giesecke + Devrient и GigSky, рассказал аналитик MForum Алексей Бойко. По его словам, логистика закупок усложнилась, что привело к росту их себестоимости. Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин отметил, что наблюдается как дефицит сим-карт, так и их удорожание. По его оценке, в условиях экономического кризиса операторы не готовы тратить много денег на привлечение новых абонентов.
По оценке аналитика Райффайзенбанка Сергея Либина, по итогам года рост абонентской базы может составить до 2%, а доходов операторов — до 4–6%. По итогам 2021 года число активных сим-карт у абонентов в России увеличилось, по предварительным данным, на 3,3%, до 259 млн, сообщали в «ТМТ Консалтинге». Сокращение числа раздаваемых сим-карт может скорректировать динамику прироста абонентской базы, отмечают участники рынка и эксперты.
Источник на рынке отметил, что операторы могут прямо влиять на показатели роста в зависимости от того, как растет абонентская база у конкурентов. «Они могут заново начать раздачи в любой момент, чтобы нарастить свои показатели», — сказал он. Собеседник оценил количество подарочных сим-карт в 2021 году примерно в 10–20% от общего объема реализации.
Глава TelecomDaily Денис Кусков отметил, что обычно подарочные сим-карты содержат оплаченный на месяц пакет услуг. Операторы, по его словам, рассчитывают, что по прошествии «пробного периода» абонент сохранится. Эксперт предупредил, что отказ от подарочных сим-карт приведет к снижению абонентской базы операторов, хотя будет не единственной причиной этого.
Аналитик «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов полагает, что операторы уже собирались отказаться от практики раздачи сим-карт, а изменение ценовой конъюнктуры подтолкнуло их. По словам аналитика, раздачи «давали возможность показывать красивую цифру абонентской базы», но не влияли на доходы операторов.