Доходы пиратских ресурсов в России в прошлом году снизились на $9 млн, до $50 млн. Их владельцы лишились финансирования из-за блокировок онлайн-казино и усиленной борьбы с нелегальным контентом. Интерес россиян к «пиратке» при этом растет на фоне ухода зарубежных стриминговых сервисов и отсутствия мировых премьер в кинотеатрах
Доходы пиратских интернет-ресурсов в России за 2021 год составили $50 млн (2,8 млрд рублей), что на $9 млн меньше показателей прошлого года. Об этом говорится в поступившем Forbes исследовании аналитиков Group-IB.
Согласно ему, российский рынок интернет пиратства сокращается уже третий год подряд. В 2019 году доходы пиратов оценивались в $63 млн (4 млрд рублей), в 2020-м — в $59 млн (3,7 млрд рублей).
«Сундуки интернет-пиратов в прошлом году опустели» из-за потери доходов от рекламы, пояснили эксперты Group-IB. По их данным, средний CPM (Cost-Per-Mille, цена за 1000 показов в рекламной кампании) снизился с $5 в 2020 году до $3,9 в 2021-м. «Падение привлекательности пиратского трафика объясняется в том числе блокировками со стороны российских регуляторов, в частности Центробанка, подозрительных трансакций онлайн-казино и гемблинга — главных спонсоров пиратов», — отметили исследователи.
Другой причиной стали возросшие затраты на поддержку пиратской инфраструктуры: число блокировок пиратских ресурсов в России в 2021 году выросло в 2,5 раза, владельцам пиратских сайтов потребовались новые скрипты для обхода блокировок, больше затрат для продвижения контента в поисковых сервисах и приобретение новых доменов, указали в Group-IB.
Рынок легальных видеосервисов в России при этом «уверенно шел в гору»: общая выручка стриминговых платформ в 2021 году составила рекордные 98,9 млрд рублей (без НДС), что на 59,8% больше показателей 2020 года, говорится в исследовании.
Впрочем, интерес россиян к пиратскому контенту продолжает расти. Количество запросов в поисковых системах на просмотр бесплатных фильмов и сериалов по итогам года выросло на 8,5%, до 12,8 млрд (против 11,8 млрд в 2020 году). «Уход из России зарубежных стриминговых платформ и «заморозка» мировых кинопремьер в отечественных кинотеатрах еще больше подхлестнули интерес к нелегальному контенту: если в марте 2020 года количество запросов на просмотр «пиратки» в популярном поисковике составлял 5 млрд, то в марте 2021 года — уже 6 млрд», — констатировали эксперты компании.