Минпромторг сделал обязательным для зарядки электромобилей китайский стандарт
Минпромторг изменил требования к комплектации быстрых зарядных станций для электромобилей. Станция теперь должна обязательно иметь только китайский стандарт зарядки GB/T, а европейский CCS и японский CHAdeMO устанавливаются на выбор. Все китайские машины в России имеют европейские разъемы, отмечают участники рынка
Минпромторг утвердил требования к субсидируемым зарядным станциям для электромобилей (ЭЗС), пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на приказ министерства. Станция должна иметь три коннектора и оснащена минимум одним разъемом китайского стандарта GB/T и на выбор — разъемом европейского стандарта CCS2 или японского — CHAdeMO (используется в электромобиле Nissan Leaf).
В 2021 году в России работало 545 ЭЗС. Программа субсидирования объемом в 8,1 млрд рублей рассчитана на 2022–2024 годы. На эти деньги планируется установить 2900 быстрых зарядок. Максимальная субсидия — 60% от стоимости ЭЗС, но не более 1,86 млн рублей. Субсидия на техприсоединение ЭЗС к электросетям — 30%, но до 900 000 рублей. В Минэнерго сообщили, что экономические параметры проекта сохранены, а вопросы о технических характеристиках переадресовали в Минпромторг. Там пояснили, что «технические характеристики были утверждены впервые, поэтому прежние параметры отсутствуют».
Гендиректор «АйТи Чардж» Дмитрий Матвиевский оценил предложенные параметры как странные. По его словам, машин с коннектором GB/T в России «крайне мало», а при выборе между CCS и CHAdeMO производители для получения субсидии «скорее всего, сделают выбор в пользу устаревшего коннектора CHAdeMO на 50 кВт для экономии». Дмитрий Бабанский из SBS Consulting добавил, что в Россию китайские электромобили поставлялись или планировались к поставке с европейской CCS/Type2.
Единственный официально представленный в России китайский электромобиль JAC iEV7 поставляется со стандартом CCS, рассказали в «Русгидровайз», совместном предприятии «Соллерс Груп» и структуры «РусГидро» АО «Гидроинвест», которое развивает электрокаршеринг на Дальнем Востоке с этим автомобилем. Китайский стандарт GB/T, по сути, приходит на смену коннекторам CHAdeMO и CCS2, отметил исполнительный директор Sitronics Electro Андрей Гурленов.
CHAdeMO теряет популярность, а европейский CCS2 будет терять позиции из-за отказа ЕС от экспорта. Китай — лидер по количеству производимых электромобилей, поэтому, сказал Гурленов, через пару лет до 70% электромобилей в Росси будут с китайским портом зарядки. Он ожидает, что электромобили российского производства тоже будут с китайским портом. Предварительный запрос предложений, проведенный Sitronics Group, показал, что такая ЭЗС будет стоить от 3,3 млн до 4 млн рублей с учетом НДС.
В Chery, которая планировала представить в России электромобили, отмечают, что для России был запущен процесс адаптации и сертификации машин со стандартом CCS. Однако, заявили там, теперь компания может пересмотреть свои планы в пользу обязательного стандарт GB/T для российского рынка. Учредитель и гендиректор компании «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» (заключила специальный инвестконтракт (СПИК 2.0) на выпуск электрогрузовика на базе шасси «УАЗ Профи») Илья Рашкин рассказал, что в EVM PRO предусмотрено два порта — GB/T и CHAdeMO, «чтобы автомобиль был оптимально-универсальным».
«Порт CHAdeMO важен для возможности заряжаться на общегородских станциях зарядки, а GB/T важен, во-первых, для нашей зарядной станции, которая поставляется вместе с EVM PRO. Во-вторых, в будущем большая часть станций, которые будут устанавливаться в России, также будет снабжена коннекторами GB/T», — пояснил он.
В группе ГАЗ (электрическая «Газель e-NN») сказали, что «в перспективе нужны будут и более мощные» зарядки. «Максимально эффективно эксплуатировать электромобили позволяет сочетание быстрых зарядок (90 кВт), ультрабыстрых (200 кВт) и недорогих ночных зарядок, для которых достаточно мощности и менее 90 кВт», — объяснили там.