К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Маркетплейс Ozon сократил часть сотрудников

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Ozon сократил часть сотрудников для экономии расходов после начала «спецоперации» на Украине, узнал Forbes. Из-за санкций у маркетплейса нет доступа к иностранному капиталу, а для части категорий товаров сотрудники больше не нужны, говорят аналитики

Поддержание жизни

Маркетплейс Ozon сократил часть сотрудников после начала «спецоперации»* России на Украине, рассказали Forbes два источника — близкий к Ozon и экс-руководитель одного из направлений компании, который попал под сокращение. Эту информацию также подтвердил источник, близкий к «Яндексу»: «У Ozon жесткое сокращение расходов». По его словам, Ozon сокращает как сотрудников, так и суммы расходов на фонд оплаты труда, в противном случае компанию ждет банкротство через четыре-пять месяцев. 

Экс-руководитель одного из направлений Ozon, который попал под сокращение, говорит, что из-за событий на Украине Ozon начал увольнять сотрудников проектов, которые требуют инвестиций. «В течение нескольких недель были уволены некоторые отделы», — отметил собеседник Forbes. По его словам, «массовые сокращения» начались в начале апреля, они затронут «до 20% от текущего персонала». Для многих это стало неожиданностью, отметил экс-руководитель одного из направлений Ozon. «Сокращения объясняют в том числе тем, что штат некоторое время назад был раздут, а теперь нужно прийти к оптимальной численности для поддержания жизни компании», — добавил собеседник Forbes. Сейчас в Ozon работают более 45 000 штатных сотрудников.

О сокращениях в Ozon слышал и источник в одной из отраслевых ассоциаций. Компания вышла на биржу и привлекла иностранные инвестиции, но они оказались недоступны; кроме того, банк и гендиректор компании попали под санкции, отметил он. Кадровая оптимизация сейчас нужна почти в любой компании, считает источник в одной из отраслевых ассоциаций.

 

Один из сотрудников Ozon рассказал Forbes, что в компании до начала «спецоперации» тоже были сокращения — уволили около 10 человек в одном из отделов аналитики. «Раньше цель компании была в том, чтобы расти кратно, а сейчас — сделать бизнес прибыльным и при этом попытаться сохранить темпы роста», — отметил он. 

В Ozon нет массовых увольнений, но есть отдельные случаи оптимизации проектов, например реферальной программы и «Ozon Услуг», рассказала Forbes директор по коммуникациям и b2b-маркетингу Ozon Мария Заикина. В этом случае часть команды проекта переходит в другие подразделения, часть может покинуть компанию, если их экспертиза не подходит либо они не хотят переходить на другие позиции, отметила Заикина. Она добавила, что отток рабочего персонала бывает при переездах сортировочных центров, поскольку эти сотрудники стараются работать максимально близко к дому. В Ozon сейчас открыты десятки вакансий в разных подразделениях — от супервайзеров в логистике до маркетологов, аналитиков и разработчиков, сказала Заикина.

 

Тысячи модераторов

В каких-то подразделениях онлайн-ретейлеров сейчас есть смысл сокращать сотрудников, считает партнер Data Insight Федор Вирин. По его словам, в некоторых товарных категориях сотрудники нужны меньше, чем в других. У Ozon есть, например, немаленькая категория «кросс-бордер», которая сейчас «мертва», отметил Вирин. Очень быстро схлопывается категория чемоданов, так как людям практически некуда летать, добавил он.

Вирин рассказал, что у всех онлайн- и офлайн-ретейлеров, а также маркетплейсов уже падают и будут продолжать падать продажи по двум причинам. Во-первых, в течение марта люди накупили товаров про запас — и электронику, и продукты питания. «Если люди накупили лекарств на шесть месяцев вперед, значит, в течение шести месяцев они их больше покупать почти не будут», — отметил Вирин. Во-вторых, в некоторых категориях большое количество товаров пропало из-за того, что их привозили из-за границы. «Потребители находятся в ожидании, поэтому отложили или отменили покупку таких вещей. Например, это касается некоторых видов отделочных материалов, спортивного снаряжения, телефонов и компьютеров средней ценовой категории», — рассказал партнер Data Insight.

Раньше для компаний в сфере e-commerce были важны темпы роста выручки и захват рыночной доли, а на отрицательный денежный поток инвесторы особого внимания не обращали, говорит аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов. Но сейчас у этих компаний нет доступа к иностранному капиталу из-за санкций, поэтому у них появилась необходимость в снижении издержек, добавил он. Оптимизировать расходы стоит по крайней мере до снижения ключевой ставки ЦБ, что позволило бы брать кредиты в рублях для финансирования бизнеса, полагает Буйволов. По его словам, ситуацию также осложняют проблемы с логистикой и отсутствием ряда иностранных товаров, что может негативно сказаться на объемах транзакций на маркетплейсах.

 

В начале марта тысячи модераторов Ozon получили уведомления от ООО «Фьючер-Стафф» (партнер Ozon) о том, что они уволены, писало издание «Караван.Ярмарка». Модераторы Ozon — это сотрудники компании, работающие удаленно по договору гражданско-правового характера (ГПХ). По словам одного из модераторов Ozon, который получил такое письмо, в его задачу входила обработка карточек товаров, которые на сайте Ozon размещают продавцы, — следить, чтобы в них не было нелитературных слов и ошибок. 

За редактирование одной карточки модератор получал от одного до пяти рублей, отметил собеседник Forbes. По его словам, в день, когда Ozon разослал письмо об увольнениях, чаты модераторов в WhatsApp и Telegram «буквально взорвались», так как в них одновременно печатали сообщения несколько тысяч человек. «Некоторые занимались модерацией на постоянной основе в течение длительного времени и имели неплохой заработок — 100 000 рублей в месяц», — отмечал «Караван». Планы сократить модераторов у маркетплейса были еще в 2021 году, говорилось в материале издания. 

Ozon в начале года делал модерацию товаров при помощи партнеров, а затем запустил платформу Ozon Profit, рассказала Заикина. По ее словам, часть модераторов, которые раньше сотрудничали с партнером, подключились к Ozon Profit: за март-апрель число модераторов, сотрудничающих с Ozon, выросло примерно на 20% по сравнению с февралем.

24 февраля «Ozon Банк» попал под санкции США вместе с несколькими другими российскими банками и компаниями. Этот актив (назывался «Оней-банк») Ozon купил в мае 2021 года у Совкомбанка, который оказался под блокирующими американскими санкциями. После введения санкций интернет-компания заявила, что банк  больше не связан со своим прежним владельцем, и пообещала обратиться в OFAC с просьбой отменить ограничения. В результате 31 марта США исключили из санкционного списка дочерний банк Ozon. Правда, к этому моменту маркетплейс уже создал новый банк с нуля.

Гендиректор Ozon Александр Шульгин попал под санкции Евросоюза и Австралии 8 апреля, а 11 апреля покинул свою должность и совет директоров компании.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+