На патриотизм в видеоиграх могут направить 5% от продаж иностранных дистрибьюторов
Фонд поддержки патриотических видеоигр может получить в свое распоряжение 5% от оборота зарубежных дистрибьюторов, таких как Steam, PlayStation Store, Epic Games Store и других. По расчетам чиновников, этот дополнительный налог на иностранные площадки обеспечит фонду 10 млрд рублей в год. Бизнес-модель будущего фонда сейчас дорабатывает Минцифры
Минцифры дорабатывает бизнес-модель будущего фонда поддержки отечественных разработчиков видеоигр, которые популяризируют российскую истории и культуру. Один из предварительных вариантов наполнения фонда — сбор в размере 5% от продаж в России для иностранных платформ дистрибьюции видеоигр (Steam, Xbox Games Store, PlayStation Store и другие). По расчетам правительства, это обеспечит фонду до 10 млрд рублей в год, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в правительстве.
Согласно отчетности Microsoft (владеет Xbox Games Store) за 2020 год, глобальная аудитория сервиса составила около 100 млн пользователей. По оценке проекта xboxstat, учетные записи в Xbox Games есть у 403 000 российских геймеров. Valve (контролирует Steam) оценивала глобальное число активных пользователей по итогам 2020 года в 120 млн. По данным японской Sony на декабрь 2021 года, глобальное число активных пользователей PlayStation Network (в нее входит PlayStation Store) составило 111 млн. В Microsoft отказались от комментариев, в Valve и Sony на запросы газеты не ответили.
О планах властей по созданию фонда поддержки разработчиков патриотических видеоигр было заявлено в апреле 2021 года. Его создание вошло во второй пакет мер поддержки IT-отрасли, утвержденный правительством в сентябре прошлого года. В Минцифры газете сообщили, что направили доклад с предложениями по созданию фонда в правительство. В аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко добавили, что предложения сейчас проходят межведомственное согласование и проработку.
В SberGames отметили, что проект по созданию фонда «в процессе разработки, возможные концепции не утверждены и рассматриваются в данный момент как гипотезы». В MY.Games (VK) отказались от комментариев. Согласно оценке MY.Games, российский рынок видеоигр (покупки игр на физических и цифровых носителях, внутриигровые покупки и подписка) по итогам 2021 года вырастет на 1% год к году. Его продажи составят 165,5 млрд рублей. Из них 78,1 млрд рублей — это игры для компьютеров, 73,8 млрд рублей — для смартфонов, а 13,6 млрд рублей — для консолей. По оценке аналитиков, 47,2% россиян предпочитают компьютерные игры, 44,6% — мобильные и 8,2% — консольные.
По мнению главы комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александра Журавлева, меры поддержки отечественных производителей — распространенная за рубежом практика. В качестве примеров он назвал специальный сбор на поддержку национального кино в Дании, налог на цифровые платформы во Франции, гранты Национального фонда видеоигр в Великобритании.
Заместитель гендиректора по правовым вопросам Института развития интернета Борис Едидин предупредил, что введение сбора с иностранных платформ «сопряжено с определенными сложностями». «Компании могут просто начать оптимизировать выручку, меняя точки консолидации», — отметил он.
Создатель World of Tanks и креативный продюсер WarGaming.net Вячеслав Макаров считает, что «при желании и достаточной настойчивости» введение дополнительного налога для игровых площадок «не составит труда». Сами же они, по его словам, «воспримут эти 5% как неприятные, но не критичные потери». По мнению Макарова, сложнее будет «правильно распорядиться» деньгами.
Он назвал приемлемым вариант, когда фонд финансирует игры, где среда, в которой происходит действие игры, связана с Россией и нет жестких выпадов против государства. «Намного хуже, если будут требования превратить игру в политическую агитку, поскольку проекты, в которых идеологическая часть преобладает над качеством проработки, рынок, как правило, игнорирует», — отметил создатель World of Tanks.