К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бизнес попросил льготы для продвижения российского софта за рубежом

Офисное здание на Манхэттене (Фото Gary Hershorn/Getty Images)
Офисное здание на Манхэттене (Фото Gary Hershorn/Getty Images)
Президент РСПП Александр Шохин предложил компенсировать российским разработчикам софта расходы на открытие офисов за границей, а также затраты на рекламу и продвижение их продукции на зарубежных рынках, стало известно Forbes. Список мер поддержки IТ-компаний он передал в Минцифры. Открытие представительства за рубежом обходится компании минимум в $1 млн, говорят игроки IТ-рынка

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин направил в Минцифры список мер поддержки экспорта IТ-продукции, которые должны помочь в продвижении отечественного софта за рубежом. Об этом говорится в письме Шохина замглаве Минцифры Максиму Паршину, датированном 24 января 2022 года (есть в распоряжении Forbes). Содержание предложений РСПП также подтвердил президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров, который участвовал в их разработке. Меры поддержки должны затронуть отечественные IТ-компании, которые продают софт за границей, — «Лабораторию Касперского», «1С», «МойОфис» (продает свои решения в странах Африки), разработчика системы распознавания лиц Vision Labs (открыл офис в Дубае) и др.

Шохин предлагает расширить перечень субсидий, которые IТ-компании могут получить через Российский экспортный центр (РЭЦ — госорганизация, которая предоставляет помощь и субсидии экспортерам несырьевых и неэнергетических продуктов). По его мнению, компаниям нужно компенсировать затраты на аренду помещений под офис за границей, закупку оборудования, найм локальных сотрудников и командировочные расходы, а также траты на продвижение и рекламу софта на иностранных рынках.

Открыть представительство стоит дороже $1 млн, при этом без локального присутствия продажи за рубежом не растут, говорится в презентации председателя подкомитета по цифровой экономике и инновациям комитета РСПП по международному сотрудничеству, гендиректора ГК «Цифра» Игоря Богачева (есть у Forbes). В пресс-службе РСПП подтвердили, что «Цифра» занимается разработкой предложений.

 

Основные цели, которых пытаются добиться авторы предложений, — ежегодное увеличение количества экспортеров среди разработчиков российского софта, увеличение доли России на мировом рынке в несколько раз, повышение узнаваемости отечественных брендов в мире и уменьшение оттока кадров за рубеж. 

В Минцифры изучают предложения РСПП и готовы совместно работать над развитием экспорта российских ИТ-продуктов, сообщил Forbes представитель ведомства. По его словам, ведомство уже реализует некоторые из предложенных мер - например, начало создавать службы «цифровых атташе», которые будут продвигать российские ИТ-продукты за рубежом. Также в Минцифры уже подготовили проект постановления правительства о льготном кредитовании зарубежных компаний для внедрения российских ИТ-решений, отметил он. Экспорт российских услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий за 2021 год вырос более, чем на 17,4% и составил $7,1 млрд, добавил Forbes замглавы Минцифры Паршин со ссылкой на данные ЦБ.

 

Чего хочет бизнес

РСПП предлагает финансировать затраты на рекламу и маркетинговые исследования для продвижения продукции, а также снять ограничения на долю субсидии, которую компании могут тратить на эти цели (не более 50% от всей суммы). Сейчас субсидии РЭЦ для IТ-компаний распространяются на продвижение за рубежом (разработку и размещение наружной рекламы, юридическое сопровождение и маркетинговые исследования), адаптацию продукции к внешним рынкам (например, разработку дизайна продукта) и получение необходимых сертификатов.

«По мнению IТ-компаний, наиболее эффективное использование средств — их трата на продвижение продукции», — указал Шохин в письме. Он предлагает разрешить использовать деньги, например, для привлечения PR-агентств и проведение «продающих семинаров» по российским продуктам для зарубежных партнеров.

Также в РСПП предлагают разрешить российским банкам субсидировать процентную ставку по экспортным проектам на внедрение софта. Сейчас привлечь льготное финансирование можно лишь на поставку программно-аппаратных комплексов (ПАК) и ряда оборудования, поскольку софт физически не пересекает границу, указано в презентации Богачева.

 

Также среди предложений РСПП:

  • создать механизм, при котором госкомпании при реализации проектов за рубежом использовали бы в основном отечественное программное обеспечение. Госкомпании могли бы использовать российский софт в строительстве атомных электростанций, промышленных предприятий, ж/д инфраструктуры, указано в презентации Богачева;
  • ввести дополнительные субсидии для экспортеров технически сложных товаров (автомобилей, бытовой техники и т. д.), которые используют в своих разработках отечественных софт.

Эти меры действительно могут поддержать экспорт российских IТ-компаний, считает гендиректор «МойОфис» Дмитрий Комиссаров. Однако цикл получения денег от иностранного заказчика долгий, поэтому самой эффективной мерой могла бы стать финансовая поддержка в виде кредитования экспортных контрактов, считает он.

Сложный рынок

Среди основных трудностей экспорта за рубеж — высокая конкуренция за границей, поскольку у западных разработчиков есть доступ к дешевым инвестициям, в то время как отечественным компаниям требуются большие вложения для международного развития, указано в презентации Богачева. 

В ней говорится, что активно за рубежом работают около 35% российских разработчиков софта, при этом российский рынок программного обеспечения ограничен, и IТ-компаниям необходим выход за рубеж. Ключевые потребители отечественных цифровых технологий — это Индия, Африка, страны Ближнего Востока, Латинской Америки и ЕС, говорится в документе.

IТ-компаниям среднего размера было гораздо проще продвигаться за рубежом до пандемии, писал председатель совета директоров «СерчИнформ» Лев Матвеев в конце декабря 2021 года: «Мы вместе с партнерами проводили серии презентаций компании и продуктов на территории Латинской Америки, ЮАР и Дальнего Востока… Но уже два года вся эта деятельность заморожена, средства и силы компании, вложенные в развитие за рубежом, медленно, но верно сходят на нет». 

 

По словам Матвеева, удаленно невозможно открывать зарубежный офис и нанимать сотрудников — важно лично встречаться с заказчиками, а это сложно делать из-за ограничений. Он считает, что в России нужно создавать комплексы из дата-центров и офисов, которые стали бы базой российского бизнеса за границей. Такая поддержка от государства поможет компаниям сэкономить деньги и время, в итоге они смогут платить больше налогов и создать «бренд России как страны информационных технологий», считает Матвеев. 

В концепции опережающего развития несырьевого высокотехнологичного экспорта за счет IТ-продукции (есть в распоряжении Forbes, в рамках этого документа были подготовлены меры поддержки) указано, что ключевые барьеры для развития экспорта в IТ-сфере — это обременительные нормы в области валютного и налогового регулирования,  а также ограниченное финансирование у компаний.

У российских компаний есть ограничения по использованию зарубежных счетов, они не могут использовать электронные платежи. Это усложняет проведение платежей и становится препятствием для продажи софта, указано в концепции.                     

По данным ассоциации «Руссофт», в 2020 году российский IТ-рынок, включая продажи софта, вырос на 2%, до $25,35 млрд. Объем продаж отечественного софта за рубежом и услуг по его разработке в 2020 году составил $8,6 млрд (645 млрд рублей по курсу ЦБ на 11 февраля), продажи в России и за границей достигли 1,35 трлн рублей. Рост обоих показателей в рублях превысил 17%. 

 

По предварительным данным ассоциации, в 2021 году из-за резкого роста темпов цифровизации в мире рост объема продаж отечественного софта и услуг за границей составил не менее 15%, объем экспорта достиг $8 млрд, а весь объем продаж за рубежом приблизился к $10 млрд, сообщил Макаров. По его словам, новые меры поддержки помогут увеличить темпы роста до 17-20%.

«Ранее поддержка экспорта IТ-услуг не была приоритетом, из-за этого РЭЦ не мог полноценно поддерживать экспорт IТ-услуг», — объяснил Макаров.

Forbes направил запрос в РЭЦ, ГК «Цифра», «Лабораторию Касперского», «1С», Ntech Lab.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+