Бизнес попросил льготы для продвижения российского софта за рубежом
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин направил в Минцифры список мер поддержки экспорта IТ-продукции, которые должны помочь в продвижении отечественного софта за рубежом. Об этом говорится в письме Шохина замглаве Минцифры Максиму Паршину, датированном 24 января 2022 года (есть в распоряжении Forbes). Содержание предложений РСПП также подтвердил президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров, который участвовал в их разработке. Меры поддержки должны затронуть отечественные IТ-компании, которые продают софт за границей, — «Лабораторию Касперского», «1С», «МойОфис» (продает свои решения в странах Африки), разработчика системы распознавания лиц Vision Labs (открыл офис в Дубае) и др.
Шохин предлагает расширить перечень субсидий, которые IТ-компании могут получить через Российский экспортный центр (РЭЦ — госорганизация, которая предоставляет помощь и субсидии экспортерам несырьевых и неэнергетических продуктов). По его мнению, компаниям нужно компенсировать затраты на аренду помещений под офис за границей, закупку оборудования, найм локальных сотрудников и командировочные расходы, а также траты на продвижение и рекламу софта на иностранных рынках.
Открыть представительство стоит дороже $1 млн, при этом без локального присутствия продажи за рубежом не растут, говорится в презентации председателя подкомитета по цифровой экономике и инновациям комитета РСПП по международному сотрудничеству, гендиректора ГК «Цифра» Игоря Богачева (есть у Forbes). В пресс-службе РСПП подтвердили, что «Цифра» занимается разработкой предложений.
Основные цели, которых пытаются добиться авторы предложений, — ежегодное увеличение количества экспортеров среди разработчиков российского софта, увеличение доли России на мировом рынке в несколько раз, повышение узнаваемости отечественных брендов в мире и уменьшение оттока кадров за рубеж.
В Минцифры изучают предложения РСПП и готовы совместно работать над развитием экспорта российских ИТ-продуктов, сообщил Forbes представитель ведомства. По его словам, ведомство уже реализует некоторые из предложенных мер - например, начало создавать службы «цифровых атташе», которые будут продвигать российские ИТ-продукты за рубежом. Также в Минцифры уже подготовили проект постановления правительства о льготном кредитовании зарубежных компаний для внедрения российских ИТ-решений, отметил он. Экспорт российских услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий за 2021 год вырос более, чем на 17,4% и составил $7,1 млрд, добавил Forbes замглавы Минцифры Паршин со ссылкой на данные ЦБ.
Чего хочет бизнес
РСПП предлагает финансировать затраты на рекламу и маркетинговые исследования для продвижения продукции, а также снять ограничения на долю субсидии, которую компании могут тратить на эти цели (не более 50% от всей суммы). Сейчас субсидии РЭЦ для IТ-компаний распространяются на продвижение за рубежом (разработку и размещение наружной рекламы, юридическое сопровождение и маркетинговые исследования), адаптацию продукции к внешним рынкам (например, разработку дизайна продукта) и получение необходимых сертификатов.
«По мнению IТ-компаний, наиболее эффективное использование средств — их трата на продвижение продукции», — указал Шохин в письме. Он предлагает разрешить использовать деньги, например, для привлечения PR-агентств и проведение «продающих семинаров» по российским продуктам для зарубежных партнеров.
Также в РСПП предлагают разрешить российским банкам субсидировать процентную ставку по экспортным проектам на внедрение софта. Сейчас привлечь льготное финансирование можно лишь на поставку программно-аппаратных комплексов (ПАК) и ряда оборудования, поскольку софт физически не пересекает границу, указано в презентации Богачева.
Также среди предложений РСПП:
- создать механизм, при котором госкомпании при реализации проектов за рубежом использовали бы в основном отечественное программное обеспечение. Госкомпании могли бы использовать российский софт в строительстве атомных электростанций, промышленных предприятий, ж/д инфраструктуры, указано в презентации Богачева;
- ввести дополнительные субсидии для экспортеров технически сложных товаров (автомобилей, бытовой техники и т. д.), которые используют в своих разработках отечественных софт.
Эти меры действительно могут поддержать экспорт российских IТ-компаний, считает гендиректор «МойОфис» Дмитрий Комиссаров. Однако цикл получения денег от иностранного заказчика долгий, поэтому самой эффективной мерой могла бы стать финансовая поддержка в виде кредитования экспортных контрактов, считает он.
Сложный рынок
Среди основных трудностей экспорта за рубеж — высокая конкуренция за границей, поскольку у западных разработчиков есть доступ к дешевым инвестициям, в то время как отечественным компаниям требуются большие вложения для международного развития, указано в презентации Богачева.
В ней говорится, что активно за рубежом работают около 35% российских разработчиков софта, при этом российский рынок программного обеспечения ограничен, и IТ-компаниям необходим выход за рубеж. Ключевые потребители отечественных цифровых технологий — это Индия, Африка, страны Ближнего Востока, Латинской Америки и ЕС, говорится в документе.
IТ-компаниям среднего размера было гораздо проще продвигаться за рубежом до пандемии, писал председатель совета директоров «СерчИнформ» Лев Матвеев в конце декабря 2021 года: «Мы вместе с партнерами проводили серии презентаций компании и продуктов на территории Латинской Америки, ЮАР и Дальнего Востока… Но уже два года вся эта деятельность заморожена, средства и силы компании, вложенные в развитие за рубежом, медленно, но верно сходят на нет».
По словам Матвеева, удаленно невозможно открывать зарубежный офис и нанимать сотрудников — важно лично встречаться с заказчиками, а это сложно делать из-за ограничений. Он считает, что в России нужно создавать комплексы из дата-центров и офисов, которые стали бы базой российского бизнеса за границей. Такая поддержка от государства поможет компаниям сэкономить деньги и время, в итоге они смогут платить больше налогов и создать «бренд России как страны информационных технологий», считает Матвеев.
В концепции опережающего развития несырьевого высокотехнологичного экспорта за счет IТ-продукции (есть в распоряжении Forbes, в рамках этого документа были подготовлены меры поддержки) указано, что ключевые барьеры для развития экспорта в IТ-сфере — это обременительные нормы в области валютного и налогового регулирования, а также ограниченное финансирование у компаний.
У российских компаний есть ограничения по использованию зарубежных счетов, они не могут использовать электронные платежи. Это усложняет проведение платежей и становится препятствием для продажи софта, указано в концепции.
По данным ассоциации «Руссофт», в 2020 году российский IТ-рынок, включая продажи софта, вырос на 2%, до $25,35 млрд. Объем продаж отечественного софта за рубежом и услуг по его разработке в 2020 году составил $8,6 млрд (645 млрд рублей по курсу ЦБ на 11 февраля), продажи в России и за границей достигли 1,35 трлн рублей. Рост обоих показателей в рублях превысил 17%.
По предварительным данным ассоциации, в 2021 году из-за резкого роста темпов цифровизации в мире рост объема продаж отечественного софта и услуг за границей составил не менее 15%, объем экспорта достиг $8 млрд, а весь объем продаж за рубежом приблизился к $10 млрд, сообщил Макаров. По его словам, новые меры поддержки помогут увеличить темпы роста до 17-20%.
«Ранее поддержка экспорта IТ-услуг не была приоритетом, из-за этого РЭЦ не мог полноценно поддерживать экспорт IТ-услуг», — объяснил Макаров.
Forbes направил запрос в РЭЦ, ГК «Цифра», «Лабораторию Касперского», «1С», Ntech Lab.